поиск по сайту

Художественная культура Средневековья

Средневековое мировоззрение обусловило специфические черты художественной культуры и искусства этой эпохи:

1 Обращенность к Богу. Искусство должно было приближать человека к Богу.

2 Символизм. Произведение искусства в целом и любой его элемент являлись знаками, образами сверхъестественной реальности.

3 Умозрительность. Живопись, скульптура, архитектура, литература носили в Средние века характер учительства и напоминания. Произведение искусства - текст, который должен был поучать. Назидательный характер носила средневековая литература: жития, притчи, поучения. В театральном искусстве назидателен жанр моралите — дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами. В музыке непрерывная, текучая, лишенная индивидуальности мелодическая линия должна была освобождать от власти повседневности.
4 Распространенность образа страдающего и оскорбленного человека. Во всех жанрах и видах средневекового искусства особенно часто встречаются сюжеты мученичества.

В эпоху Средневековья в Европе складываются первые художественные стили. В X—XII вв. в западноевропейском искусстве складывается романский стиль. Его особенности — приземленность, тяжеловесность, незамысловатость, ясность объемов. Наиболее ярко он проявился в архитектуре — господствующем в Средние века виде искусства. Башни в архитектурных строениях романского стиля образуют силуэт здания, типичный для романской архитектуры. Внешние формы аскетичны, но большое значение придается интерьеру, хотя и в нем господствовали простые строгие ритмы.

Для изобразительного искусства характерны выразительность жеста, систематическая последовательность повествования и пафос духовности. Как в Византии, так и в Древней Руси используется обратная перспектива. Человек в скульптуре романского стиля слаб и ничтожен. Особое внимание скульпторы уделяли чудовищам и демоническим существам, которые в изобилии помещались в интерьерах церквей. Романская эпоха породила и развила новые типы светской архитектуры: феодальный замок и городской дом.

С середины XII в. развивается готический художественный стиль. Его особенности, реализующиеся в архитектуре и скульптуре, предназначались уже не только для религиозных сооружений, но носили светскую направленность. Готический собор с ратушей становится средоточием всей общественной жизни, часто в соборе заседал парламент, читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии. Главным конструктивным новшеством готической архитектуры является стрельчатый свод, который позволял перекрывать пространства любого плана. Готика отрицала всякую идею тяжести, давления.

В готике утвердилось новое понимание человека, возвышающее его. Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, выражает чувства, эмоции, переживания. Готическая статуя полна непрерывного движения без перемещения в пространстве, но с неудержимым стремлением вверх. В живописи появляется центральная перспектива.

Культура Средневековья, в целом, имела противоречивый характер. Унаследовав многие элементы античности, соединив их с образами язычества, она трансформировала их в христианское мировоззрение. Нельзя всю культуру европейского Средневековья рассматривать как общий регресс: многие ее достижения стали благодатной почвой для развития культуры эпохи Возрождения.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Культурология

    Эпоха Возрождения на Беларуси практически имеет те же хронологические рамки, что и во всей Европе. Идеи Возрождения на белорусских землях связаны с именами Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного. Белорусское Возрождение по своим характеристикам ближе ...
      XVII век открыл новую эпоху — эпоху капитализма. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего ...
        В XVII веке возникла классическая наука, отличающаяся от «преднауки» прежних периодов. Ее возникновение явилось итогом научной революции XVII в., сформировавшей классическую научную картину мира. Множественность вселенных в бесконечности космоса — ...
          XVIII век — «золотой» век театра, яркая страница в истории мировой драматургии. В 1746 г. в белорусском городе Несвиже возникает светский театр — первый в истории западных и восточных славян. Его создательница — Уршуля Францишка Радзивилл. Во второй ...
            Дискуссии о сущности и роли различных типов культур неизбежно выходили на проблемы, связанные с выяснением места науки в современном обществе. Тем более что в XX в. наука как особый социокультурный феномен претерпела существенные изменения - и ...
              Основные новации в художественной культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма. На смену прежним художественным традициям пришло их решительное опровержение. Так возник авангардизм. Его основные ...
                Термин «постмодернизм» появился в первой четверти XX века, но лишь в середине века (1947 г.) ему был придан культурологический смысл в работе выдающегося английского социолога и историка Арнольда Тойнби «Изучение истории». Этим термином обозначается ...
                  Большим своеобразием, сложностью и противоречивостью отличалось в XX столетии развитие культуры в России и других странах, которые в начале века входили в состав Российской империи, с 1917 по 1991 год были объединены в Советском Союзе, а в последнее ...
                    Термин «цивилизация» (лат. civilis — гражданин) стал общеупотребительным благодаря деятелям европейского Просвещения. Смысл его сводился к оценке уровня развития общества, позволяя разделять народы и страны на цивилизованные (просвещенные, с ...
                      Различия в понимании сущности цивилизации становятся понятнее в ходе знакомства с основными идеями ученых-основателей современных цивилизационных теорий. Теория культурно-исторических типов Я. Данилевского В теории культурно-исторических типов ...
                        Сегодня мы живем в условиях развертывания глобализа- ционных процессов, связывающих мир в единое целое. В этих условиях встает вопрос о правомерности и возможности формирования единой мировой цивилизации. Среди множества ключевых понятий, ...
                          Природа – одно из наиболее широких понятий. В содержание понятия «природа» включается все сущее, вся вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа — это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Современная ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com