поиск по сайту

Античные идеалы и ценности в Средневековье


Несмотря на общий упадок ценностных оснований античности, средневековая культура сохранила некоторые формы, созданные Античностью, прежде всего — Древним Римом.

Так, средневековое образование продолжало строиться в позднеантичных рамках, включавших систему «семи свободных искусств»: сначала изучали грамматику, риторику и диалектику, потом геометрию, арифметику, музыку, астрономию. Однако изменились цели образования: в Античности образованность имела самостоятельную ценность, в Средние века образование стало средством для богослужебной практики и управления государством. Некоторые дисциплины, в частности риторика, полностью изменили свой смысл. В раннее Средневековье риторика стала искусством скорее письменного, а не устного слова, практикой искусного составления деловых документов, а не искусством прекрасно говорить. Арифметика формировала навыки счета и решения задач, но никак не связывалась с познанием сущности мира, как в Античности.

Средневековое богословие также базировалось на античных основаниях. Несколько веков новая христианская догматика сосуществовала с античными мировоззренческими основаниями. Христианство вынуждено было бороться с языческой философией, которая проникала в христианство в форме ересей. Философия в Средние века перестает быть последним способом постижения истины. Выше нее становится вера.

Церковная организация раннего Средневековья еще достаточно долгое время продолжала строиться по принципу античных полисов. Существовали относительно независимые митрополии, объединявшиеся в патриархии, которые затем создавали единый союз. Отличие христианской автономии и союзов от античных полисов состояло в том, что основным достоянием полисной организации была свободная гражданственность, а христиане, даже епископы, были рабами Божьими.
В этих условиях произошло разделение христианской церкви в 1054 г. на восточную ветвь (в последующем — православие) и западную (в последующем — католицизм). С этого времени римские епископы активизировали свои усилия в создании централизованной церкви, реально обладая такими правами.

Несомненное влияние оказала Античность на средневековое искусство. Купольный храм, базилика как архитектурные формы были заимствованы из римской культуры. В скульптуре использовались традиции античных мастеров. Связь иконописи и греческой живописи проявлялась в технике, форме, а вначале и в использовании античного сюжета в качестве символа для сюжета христианского.

Сохраняется и языковая преемственность древнеримской и средневековой культуры. Латынь остается языком учености и церковной проповеди. Однако людей, которые считали этот язык родным, становится все меньше. Уже к VIII в. большинство европейского населения перестало понимать латынь.

В Средневековье была известна очень небольшая часть античного философского и научного наследия. Причем в качестве образцов использовались в основном тексты тех античных авторов, которые в период Античности были почти неизвестны, а о тех, кто определял развитие научной мысли Греции и Рима (Евклид, Архимед, Птолемей, Платон), в Средние века вообще не знали либо знали очень мало. Например, из работ Платона до XII—XIII вв. изучалась только часть диалога «Тимей».

В большей степени античное культурное наследие сохранилось в Византии (восточная ветвь христианства — православие), и именно она осуществила синтез античной и христианской традиции, став посредником в передаче античного наследия Европе.






Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Культурология

    Существует наиболее общая классификация ценностей. В их число включают: 1 витальные: жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.; 2 социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство ...
    подробнее
      Существует несколько подходов к исторической типологии культуры, основными из них являются эволюционистский, марксистский, теории культурно-исторических типов. В основе эволюционистского подхода лежит идея единства культурно-исторического процесса. ...
      подробнее
        Рассматривая этот вопрос, следует напомнить, что этнос — это особый вид социальной общности, члены которой объединены общей территорией проживания, общим языком, культурой и особенностями психического склада. Этническая культура выражает ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com