поиск по сайту

Современные концепции происхождения и содержания прав и свобод человека


Права человека в любом современном обществе являются важнейшим государственно- правовым институтом, с помощью которого регулируется правовой статус личности, определяют- ся способы, меры и пределы воздействия на нее, возможности участия граждан в государственных и общественных процессах путем реализации прав и свобод личности, становления и совершенствования юридических иных гарантий защиты прав и свобод, а также контрольных механизмов за их соблюдением. Каждое государство самостоятельно определяет свою внутреннюю политику в области прав человека, опираясь на научные представления, концепции, учения и на их основе провозглашает в национальном законодательстве определенную совокупность прав и свобод и устанавливает возможный объем, формы и способы их реализации, создает институциональную систему защиты и обеспечения прав, основных свобод и обязанностей человека и гражданина. Традиционно в теории права выделяются следующие школы права: естественно-правовая, позитивистская, нормативистская, социологическая, психологическая, историческая, вос­точно-славянская, либертарианская и некоторые иные теоретико-правовые концепции, определяющие происхождение государства и права, их развитие и, безусловно, место и природу прав человека в их системе.

Естественно-правовая (договорная) концепция права

Осознание проблемы прав человека как научной, ее теоретическое обоснование, а позже - и правовая регламентация неразрывно связаны с появлением и распространением идей естественного права в Древней Греции и Древнем Риме, с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана, Демосфена, Антифона и других римских юристов. Еще в V-IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. В период феодализма многие естественно- правовые идеи приобретали ярко выраженный религиозный характер. В эпоху средневековья они получили развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно- правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII-XVIII вв. Позднее она получила отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Вольтера, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Канта, И. Бен- тама, А. Н. Радищева и др. мыслителей.

Естественно-правовая теория рассматривает права человека как естественные, неотъемлемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека, прирожденные, не зависящие от факта признания их со стороны государства; государство лишь закрепляет уже существующие права и свободы в своем законодательстве.

Позитивистская концепция права

Согласно позитивистской концепции права и свободы человека следует связывать с позицией, волей государства. Только государство в лице уполномоченных на то органов, по свое- му усмотрению, исходя из политических и социально-экономических условий, может провозгласить в законодательстве и предоставить как своим гражданам, так и иным лицам тот или иной объем прав и свобод, обеспечить механизм их реализации, а в необходимых случаях - гарантии восстановления. Позитивистское направление подходит к ним как к категории, установленной государством, которое по своему усмотрению определяет их перечень и объем в своем законодательстве и предоставляет их человеку.

Нормативистская концепция права

Нормативистская концепция развивалась в конце XIX - начале XX веков. Большую роль в ее становлении сыграли выдающиеся западные и отечественные юристы Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. М. Коркунов, Л. Дюги и другие. В наибольшей степени нормативистская теория права была разработана Г. Кельзеном. Согласно данной теории правом признается приоритет государственной воли, выраженный в обязательном нормативном акте, который обеспечен принудительной силой государства; в то же время игнорируются субъективные права личности, моральная сторона юридических норм, соотношение права и объективных потребностей общественного развития; допускается нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики, признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, в том числе государственное принуждение в случаях нарушения права; предполагается необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной) воли.

Социологическая концепция права

Социологическая концепция концептуально сформировалась во второй половине XIX веке в рамках школы «свободного права». Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как «мертвому», «книжному» пра- ву право «живое», «право в действии». Эта школа попыталась изучить и понять право как результат воздействия различных социальных факторов на нормативно-регулятивную систему и обратного воздействия этой системы на удовлетворение конкретных, реальных, социальных потребностей людей.

Историческая концепция права

Историческая школа права развивалась в начале XIX века. Ее приверженцами выступали выдающиеся немецкие юристы - А. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. Савиньи. Историческая школа, опираясь на реальные процессы формирования права в средневековой Европе из обычного права, утверждала, что главное в этих процессах - «самоорганизационные» начала, спонтанное, стихийное развитие, аналогичное развитию национального духа, языка Историческая школа, используя принцип историзма, связывала право с более глубокими этно-культурными пластами, с внутренней природой права, его эволюцией, учитывала некоторые реальные, конкретные процессы формирования права, особенно в средневековой Европе.

Психологическая концепция права

Психологическая концепция как научно обоснованная теория значительное распространение получила в начале XX ве- ка в фундаментальных воззрениях видного русского ученого Л. И. Петражицкого, который, исследуя психологический механизм воздействия регулятивных систем права, морали на поведение людей, преувеличивал значение психологического аспекта. В своих трудах он предпринял попытку разграничить роль и механизм воздействия права и морали.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Позвонить:

Ещё из раздела Общая теория государства и права

    Государственные органы можно классифицировать по многим основаниям. По принципу разделения властей они делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Кроме того, иногда выделяют контрольно-надзорные органы (контрольно-надзорную ветвь ...
      Политическая система является одной из подсистем общества, наряду с другими подсистемами — экономической, правовой, идеологической. Особое место политической системы в этой структуре определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ...
        Основным элементом политической системы общества является государство. Кроме него в качестве других элементов выступают органы местного самоуправления, политические партии, общественные организации, религиозные объединения, профессиональные союзы, ...




        © 2006-2022 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com