поиск по сайту

Структурализм, постструктурализм, постмодернистская философия


Взгляды неомарксиста Л. Альтюссера во многом оказались созвучными важнейшим установкам структурализма - весьма разнородного направления в социогуманитарном познании, которое возникло еще в начале XX в. и сосредоточилось на изучении структур, т. е. устойчивых отношений между элементами целого. Выявление структур возможно в самых разных областях - языке и литературе, социальных учреждениях и массовом сознании, произведениях искусства и т. д. С точки зрения исследователей данного направления, например, французских философов Клода Леви- Стросса (1908-2009) и Жака Лакана (1901-1981), структура первична по отношению к живой истории, поскольку определяет ее ход. Человек в данной философской концепции рассматривается как нечто зависимое, производное от функционирования объективных и обычно не осознаваемых им структур. Таков смысл структуралистского тезиса о «смерти субъекта», равнозначного принципу «теоретического антигуманизма».

На рубеже 1960-1970-х гг., одновременно критикуя структурализм и выступая в качестве его «второй волны», появился постструктурализм. Он сделал попытку увидеть «изнанку» структур, то, что выходит за их пределы и им не подчиняется, а это желания, аффекты, тело, случай и другие иррациональные факторы. Постструктуралисты, к числу которых относились французские мыслители Жан Бодрийяр (1929-2007) и Жак Деррида (1930-2004), объявили «войну целому» во имя различия и множественности, обогащающих мир. Классический рационализм, наивысшим проявлением которого явилась философия Гегеля, был выставлен ими в качестве идейного источника политического тоталитаризма. В своих книгах они доказывали, что любой текст и любое событие допускают неограниченное число интерпретаций, ни одна из которых не может считаться единственно правильной и общеобязательной. Для выражения этой идеи Ж. Деррида использовал термин деконструкция (лат. de - сверху вниз, обратно, constructio - сооружение, осмысление), приобретший значительную популярность.

Постструктурализм составил основу постмодернистской философии. Постмодернизм (буквально - после модернизма) - собирательное название для целого ряда взаимосвязанных тенденций в общественной жизни и культуре современного Запада, а также тех незападных стран, которые на него равняются или ему подчинены. Соответственно пересекаемый нами отрезок исторического времени именуют эпохой постмодерна.

Носителям постмодернистского сознания присущ ацентричный взгляд на мир, согласно которому центр смысловых и ценностных координат потерян, нет главного и второстепенного, однозначно лучшего и бесспорно худшего - все равно всему, все возможно и допустимо. Истина не кажется более предпочтительной, чем ложь, ведь и та, и другая представляет собой не саму реальность, а лишь способ о ней говорить. Развитие в постмодернизме мыслится по типу ризомы (фр. rhizome - корневище), т. е. как достаточно хаотичный процесс, лишенный единства логики, направления и цели.
Постмодернистская философия говорит об интертекстуальности сознания и культуры. Иначе говоря, наши мысли и слова представляются не вполне нашими, поскольку они появились на основе и в продолжение помысленного и сказанного другими людьми, которых мы вольно или невольно цитируем. Таким образом, индивидуальное сознание утрачивает свою самостоятельность и буквально тонет в потоке других сознаний, а будущее культуры выглядит как бесконечная перекомбинация уже открытого, придуманного, созданного.

Практические проекции постмодернистского мировоззрения весьма разнообразны. Это и смелые эксперименты в области искусства и морали, и широкий диалог культур, и вынос на всеобщее обозрение ранее запретных тем (от гомосексуализма и инцеста до развенчания национальных героев), и осуждение практики дискриминации (по признаку расы, пола, идеологии, религиозной принадлежности и т. д.), и стратегия «управляемого хаоса» в политике, и многое другое.

Социокультурные истоки и значение постмодернизма были и остаются предметом спора. Чего в постмодернизме больше - отчаянного порыва к индивидуальной свободе, избалованности и пресыщенности обществом потребления, последовательного в своих выводах атеизма, разочарования в возможностях и перспективах высокой культуры, тайного страха перед грядущей катастрофой? В любом случае, постмодернизм или будет преодолен, или нам действительно придется, как уже говорят некоторые философы, признать, что наступила смерть философии, поскольку люди не хотят больше искать Истину с большой буквы.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Философия

    Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770-1831 гг.). Ее образуют всего 5 авторов: И. Кант (1724-1804), И. Г. Фихте (1762-1814), Ф. В. И. Шеллинг (1775- ...
      Первая теоретическая оппозиция классике оформляется как реакция на гегелевскую философию и возникает уже к сер. XIX в. Наиболее ярко она представлена в творчестве таких мыслителей, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Артур Шопенгауэр (1788-1860) и ...
        Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии следующие основные формы: 1. Классический позитивизм, возникший в первой половине XIX в. в период формирования ...




        © 2006-2022 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com