поиск по сайту

Мифология и религия как исторические предшественники и альтернативы философии


По историческим меркам философия появилась достаточно поздно - лишь в I тыс. до н. э. Но у неё были исторические предшественники - мифология и религия, которые продолжают существовать по сию пору, играя важную роль в жизни человечества. Вместе с философией они образуют три основных исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифология представляет собой совокупность мифов, а миф (гр. mythos - сказание, предание) в первоначальном и узком значении этого слова есть рассказ о богах и духах, полубожественных героях и первопредках, которые действовали в начале времен и заложили основы мироздания. Но такое определение мифа нельзя считать универсальным. Мы видим, что в наши дни на смену древним мифам о богах (Зевсе, Осирисе, Мардуке и т. д.) пришли мифы об известных политиках и других людях-«звездах» (например, «Сталин - величайший гений» или, наоборот, «Сталин - исчадие ада»), о народах, расах, партиях и странах («народ США имеет великую миссию - бороться за свободу и демократию в масштабах всего мира»). Современные мифы могут маскироваться под научные гипотезы (например, «эволюцией людей руководили инопланетяне») и приобретать статус государственной идеологии (так один из ключевых текстов нацистского расизма назывался «Миф XX века»). С учетом всего вышесказанного мифом в широком смысле этого слова можно было бы назвать особый способ описания, объяснения и усвоения мира при помощи наглядно-чувственных образов, которые воспринимаются людьми как подлинная реальность.

Мифологически мыслящий человек склонен опредмечивать и олицетворять абстрактные понятия, заменять причинно- следственные связи между явлениями связью по аналогии, сводить неизвестное к хорошо знакомому. Так, небо могло представиться древним людям коровой, рождающей звезды, или рекой, по которой скользит ладья солнечного бога, а правосудие принимало вид женщины с повязкой на глазах и весами в руке. Мифологическое мировоззрение с трудом различает субъективное и объективное, то, что лишь вообразилось и захотелось человеку, и то, что происходит на самом деле. Оно основывается не на теоретических доводах, а либо на художественно-эмоциональных переживаниях (это сближает миф и искусство), либо на общественных иллюзиях, которые порождены невежеством, неразвитостью критического мышления, стрессовыми факторами (войной, революцией и т. п.), целенаправленной манипуляцией сознания, например, через СМИ.

Весьма непросто дать общее определение религии, ибо на практике мы имеем дело с множеством ее конкретных форм, которые друг от друга сильно отличаются. Кроме того, некоторые из предлагающихся определений религии имеют небеспристрастный, оценочный характер и устраивают либо только приверженцев религии, либо одних ее критиков. Следуя принципу мировоззренческого нейтралитета, мы можем сказать, что религия (от лат. relegere - вновь собирать, относиться к чему-либо с особым почтением, либо от лат. religare - связывать, соединять) - это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь.
Разные религии неодинаково описывают священную реальность, но, как правило, сходятся на том, что:
  • она существует объективно, т. е. сама по себе, независимо от сознания человека;
  • священная реальность недоступна или труднодоступна для чувственного восприятия и рационального постижения, представляется чем-то сверхъестественным;
  • ее воздействие на профанную (лат. profanus - непосвященный, темный, пошлый) реальность имеет сознательно-волевой характер и персонифицируется в образах Бога или богов, ангелов, демонов, будд, бодхисаттв, святых и т. д.;
  • священная реальность вызывает в людях предельный интерес и чувство глубокого благоговения;
5 ) приобщение к ней наполняет жизнь человека смыслом, мощно стимулирует его активность по преобразованию мира или себя;

6) священная реальность является источником ценностных представлений, в ней люди находят абсолютно точное мерило для истины, красоты, добра и справедливости.

Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, основано на вере, апеллирует к чувствам и фантазии людей, характеризуется повышенной образностью и избытком эмоций, испытывает трудности с самокритикой и заменой устаревших представлений. Грань между религией и мифологией зыбка, но все-таки она существует. Можно заметить, что религия в большей степени, чем миф подчеркивает дистанцию между профанной, человеческой и священной, божественной реальностью. Для сравнения: древнегреческая мифология описывала быт и нравы богов-олимпийцев в таких подробностях, как будто они жили с людьми по соседству и мало чем от них отличались, а вот Бог, в которого верят христиане, представляется совершенно иноприродным нашему чувственно- воспринимаемому миру и неизобразимым по своему Божеству. Кроме того, наряду с религиозными мифами есть мифы нерелигиозные и даже антирелигиозные, например, «черный миф» о католической инквизиции, которая якобы сожгла на своих кострах несколько миллионов женщин (современные историки считают эти цифры многократно завышенными).

По сравнению с мифологией религия, безусловно, кажется более близкой «соседкой» философии. Им обоим присуще стремление взглянуть на человека «с точки зрения вечности», «поднять» его над повседневной суетой, отыскать высшие цели и смыслы человеческого существования, спасти людей от некоего зла, наполняющего их жизнь. Неслучайно на стыке религии и философии образовалась религиозная философия, которая пытается рационально изложить и теоретически оформить истины религиозной веры, проведя их через процедуры проблематизации и критики.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Философия

    Философия как одна из самых древних форм духовной культуры насчитывает 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивысшего расцвета она достигла в Древней Греции. Немецкий философ К. Ясперс для ...
      Сущностной особенностью древнеиндийской философии является религиозный характер большинства ее школ. Собственно, религиозные основания определяли социальную и культурную специфику цивилизации Древней Индии в целом (природу сельской общины и ...
        Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом. Реальными субъектами власти здесь выступали не жрецы, а чиновники, которые одновременно являлись носителями ...




        © 2006-2022 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com