поиск по сайту

Экономическая мысль Древней Индии


Экономическая мысль в Древней Индии возникла в IV-III вв. до н. э. Она представлена сборником древних молитв под названием «Веды», законами Ману и трактатом – «Артхашастра». В «Ведах» отразились экономические воззрения периода общинного строя и начала формирования рабовладельческих отношений. В них группировка людей осуществлялась исходя из принадлежности человека к касте. Законы Ману являлись сводом благочестивых предписаний. Они санкционировали рабство, предусматривали случаи превращения свободного человека в раба, отрицали право последнего на собственность и допускали долговое рабство. Однако для индийских мыслителей характерно своеобразное понимание этого явления, которое состояло в объявлении рабов коллективным достоянием высших каст, что позволяло признавать нормой коллективное рабовладение.

Трактат «Артхашастра» (321-297 гг. до н. э.), автором которого предположительно является индийский брахман Каутилья, представляет собой свод правил, адресованных царям и правителям, которые они должны использовать в государственной деятельности. В целом «Артхашастра» это учение о доходе, о пользе или выгоде, в котором обосновывалась необходимость укрепления рабовладельческого государства. Поэтому в трактате допускалось самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Например, в сфере внутренней торговли предполагалось осуществлять контроль над ценами. Для этого рыночные надзиратели с помощью экспертов должны устанавливать «справедливую цену» товара. А «справедливая цена» определялась на основе размера получаемой прибыли. Для местных товаров прибыль устанавливалась в размере 5%, для иностранных товаров 10%. Уделялось внимание и контролю качества продаваемых товаров. За продажу плохого товара в трактате предлагалось взимать штраф равный восьмикратной его стоимости. В сфере финансов для пополнения государственной казны обосновывалась необходимость применять различные виды налогов, сборов.

Например, рекомендовалось взимать в казну взносы по случаю торжественных событий в царской семье. Более того, можно было устраивать фальшивые чудеса в храмах и собирать затем деньги с доверчивых паломников. В то же время рекомендовалось предоставлять налоговые скидки с целью поощрения предприимчивости тех, кто возделывал целину, восстанавливал заброшенные оросительные сооружения и др. Одновременно предлагались и широкие меры по борьбе с казнокрадством. Сводились они к следующему. Во-первых, за каждым чиновником должен был следить другой чиновник. Во-вторых, велась слежка за ними при помощи тайных агентов и платных осведомителей. В-третьих, чиновников меняли часто, чтобы они не освоили способы злоупотреблений и не обзавелись собственной кликой. В-четвертых, прибегали к косвенным доказательствам, когда, например, жалование чиновника не соответствовало роскоши его жизни.



Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История экономических учений

    Операции с ценными бумагами предполагают определение и возмещение двух основных банковских рисков: рыночного и кредитного. Основным является рыночный риск, который отражает процентный, фондовый и валютный риски по ценным бумагам. Процентный риск ...
    подробнее
      Родоначальником классической экономической школы считается англичанин Уильям Петти (1623-1687). У Петти принадлежат такие работы, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «Разное о деньгах» (1682). В отличие от меркантилистов ...
      подробнее
        Становление классической экономической школы связано с име­нем выдающегося английского ученого Адама Смита (1723-1790). Именно А. Смит разработал и представил экономическую картину общества как систему. Основным его произведением является ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com