поиск по сайту

Краткая биография М. П. Мусоргского


Модест Петрович Мусоргский оказал огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Гениальный композитор-новатор, искатель новых путей в музыке, он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов. Это было время Достоевского, Толстого, Некрасова, Островского, раннего Чехова, художников-передвижников.

Родился М. Мусоргский в с. Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (сейчас Тверская область) в старинной дворянской семье. Под руководством матери обучатся игре на фортепиано, проявляя большие успехи, особенно в импровизации. В августе 1849 г. М. Мусоргский стал учеником Петропавловской школы в Санкт-Петербурге. Помимо занятий там, брал уроки игры на фортепиано у известного педагога А. Терке. В сентябре 1852 г. был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Продолжая занятия у А. Терке, М. Мусоргский проявлял интерес к опере (преимущественно итальянской) и духовной музыке. В 1852 г. издано его первое произведение - полька для фортепиано «Подпрапорщик». В 1856 г. М. Мусоргский окончил учебу и бьи направлен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. В 1856-1857 гг. познакомился с А. Даргомыжским, В. Стасовым и М. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Он начал серьезно заниматься композицией, изучать музыкальную литературу. Решив посвятить себя музыке, в 1858 г. М. Мусоргский ушел в отставку.

В конце 1850-х - начале 1860-х гг. композитор написал несколько оркестровых и фортепианных пьес, в которых проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-1866 гг. работал над оперой «Саламбо» (на сюжет одноименного романа Г. Флобера), которую не закончил. В середине 1860-х гт. М. Мусоргский обратился к тематике из народной жизни и создал песни и романсы на слова Н. Некрасова, Т. Шевченко, А. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.). В этих произведениях проявилось умение композитора создавать яркие характерные образы. В 1867 г. М. Мусоргский написал вокально-сценическую композицию «Ночь на Лысой горе» - первое крупное оркестровбе сочинение. В июне 1868 г. начал работу над оперой «Женитьба» на неизмененный текст комедии Н. Гоголя. Это был смелый эксперимент, так как все вокальные партии основывались на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи. И хотя опера была не закончена (в 1931 г. ее дописал М. Ипполитов-Иванов), работая над ней, М. Мусоргский овладел мастерством выразительного речитатива, являющегося средством реалистической характеристики действующих лиц, что помогло при осуществлении последующих творческих замыслов. Одним из них стала историческая музыкальная драма «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина. Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. До конца 1872 г. М. Мусоргский занимался ее переработкой. Премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге 27 января 1874 г. Опера имела огромный успех и в течение года иыа 10 раз. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре знаменитого певца Ф. Шаляпина. В 1870-х гт. М. Мусоргский работал над исторической оперой «Хованщина» и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Н. Гоголя). Одновременно создал вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875- 1877), написал сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» и балладу «Забытый» (1874).

В последние годы жизни М. Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. В июле 1879 г. он совершил вместе с певицей Д. Леоновой концертную поездку по югу России. Выступал как аккомпаниатор, часто исполнял собственные сочинения. Гастроли проходили с большим успехом и благотворно подействовали на композитора, способствовали его творческой активности. Появились знаменитая «Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха» («Блоха») на текст из «Фауста» И. В. Гете, фортепианные пьесы «Близ южного берега Крыма» («Байдары»), «Гурзуф у Аю-Дага» («На южном берегу Крыма»), «Буря на Черном море» (не сохранилась). После возвращения в Санкт-Петербург М. Мусоргский по предложению Д. Леоновой стал концертмейстером на ее частных уроках пения и кроме аккомпанемента сочинял для учеников хоры на русские народные тексты. Он принимал участие в концертах, исполнял свои сочинения на музыкальных вечерах. Одно из последних публичных выступлений состоялось 4 февраля 1881 г. на литературном вечере в память Ф. Достоевского в Санкт-Петербурге. Композитор умер 28 марта 1881 г. в Николаевском солдатском госпитале. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В 1885 г. усилиями друзей на могиле был установлен памятник. В 1972 г. в д. Наумово (Куньинский район Псковской области) в усадьбе Чириковых (материнская линия композитора) открыли Музей-заповедник М. П. Мусоргского.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Культурология

    Этот вид культуры включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных групп и индивидов. Она отражает механизмы реализации власти и отношение к ней. Политическая ...
      Этот вид культуры является важной составляющей современной культуры. Она закрепляет правовые отношения, которые в современном обществе регламентируют функционирование всех остальных сфер общественной жизни, включая межличностные отношения. Правовая ...
        Следует напомнить, что религия — это комплекс верований в сверхъестественные явления и комплекс практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия предполагает наличие системы ...
          Этот вид культуры является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) ...
            Художественная культура — это самый яркий вид культуры, являющийся наиболее устойчивым ее компонентом, сохраняющим в образно-символической форме культурные ценности, созданные людьми разных исторических эпох. Художественная культура включает ...
              Наука — это особый род духовного производства, направленный на получение объективно значимых знаний о природе, обществе, человеке. С момента своего возникновения наука как особый вид культуры претерпела многочисленные изменения. Этот факт не ...
                Физическая культура — это один из самых древних видов культуры, включающий идеалы, связанные с культом красивого, физически сильного, здорового человека. В структуру физической культуры включаются: - идеалы и ценности, отражающие физическую красоту ...
                  Первобытная культура – первый и самый длительный этап в развитии культуры. Он соотносится с возникновением современного человека и человеческого общества. Временные рамки этого периода в развитии культуры связывают с исторической периодизацией : ...
                    Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий — ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, ...
                      К древнейшим формам религии относятся фетишизм, тотемизм, культ предков, магия. Все эти формы основывались на особом типе мировоззрения , который считают сущностью всякой религии. Этот тип мировоззрения называют анимистическим , и его сущностью ...
                        С магией, религиозными обрядами и ритуалами тесно связан миф как особая форма существования культуры. Чаще всего миф определяют как символическое повествование о сакральной (священной) истории (А. Потебня, А. Лосев, К. Леви-Строс). В ...
                          Важнейшая черта первобытного искусства — синкретизм. Он выражался как в слитности функций искусства с другими сферами культуры, так и в богатстве смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Архаичное искусство служило инструментом познания: ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com