поиск по сайту

Обычные правовые нормы как источник морально-этических представлений


В системе морально-этических и правовых отношений белорусского населения существовали старинные формы правовых обычных норм. В морально-правовой сфере нормы обычного права продолжают господствовать до нашего времени. В раннесредневековой период многие правовые отношения, которые не были фиксированы письменно, базировались на обычаи. Новые обычаи могли закрепляться за два-три поколения. Обычай формировался в виде запрета или разрешенного или обязательного поведения. Некоторые обычаи трансформировались в правовую норму.

Обычаи регулировали правовую сферу хозяйственно-производственных, наследственно-имущественных, брачно-семейных отношений. Нормы обычного права определяли производственно-экономические и моральноэтическое поведение каждого в сфере государственных, сословных, конфессиональных и семейных отношений. Обычай являлся юридически-правовой и морально-этической нормой на белорусских землях в вопросах сельского, межсемейного и внутрисемейного быта. Регионализм норм обычного права сочетался с консерватизмом правового сознания. Предполагалось, что в мире царит навсегда установленный Богом неизменный порядок. Модернизация правовой системы рассматривалось как обман Бога. Некоторое время принцип «новости не вводить» удовлетворял все социальные круги общества, в то время как писаное право формулировалась в узкосословных интересах знати без учета нужд крестьянства и мещанства. Поэтому в народной среде наблюдалось противопоставление традиционных обычаев государственному праву.

Первые записи обычного права были сделаны в грамотах и договорах Полоцка, Витебска и Смоленска с Ригой и Ливонским орденом XIII – XIV вв. Данные грамоты регулировали порядок купли-продажи, перевозки товаров, торговых пошлин на основании местного обычного права. В Полоцке многие нормы древнего права продолжали сохраняться и позже. Осталось право решать важнейшие вопросы городского и земского жизни на общем собрании («вече», «совете») мещан и бояр. За полочанами сохранялась мещанское землевладение, запрет на судебное разбирательство над полочанами вне Полоцкой земли. Воевода Полоцкой земли предназначался с согласия полочан и обязан был в первый день «крест целовати к полочаном». Значительными имущественными правами пользовались женщины. Решения и приговоры, вынесенные в Полоцкой земли, не пересматривались в высших судах государства. Однако многие из региональных норм, которые декларировались земскими привилегиями для Полоцка, не выполнялись властями ВКЛ; это касается, например, нормы назначения воеводы. Определенные нормы обычного права Полоцкой земли были закреплены в земских и городских привилегиях и использованы при подготовке Судебника Казимира (1468) и Литовские статуты (1529, 1566 и 1588).




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Белорусоведение

    Вторую группу обрядов и праздников составляют календарные обряды и праздники. Они отражают основные циклы земледельческого календаря и делятся на зимние (Коляды, Масленица), весенние (встреча весны, первый выход в поле, Юрьев день), летние (Купалье, ...
    подробнее
      В становлении и развитии белорусского этноса большую роль играла и продолжает играть религия. Как известно из археологических источников, религиозные представления у населения, проживавшего на территории Беларуси, появились приблизительно 40—30 ...
      подробнее
        Население Беларуси принадлежит к различным конфессиональным объединениям. Традиционно в религиозной структуре Беларуси количественно преобладали христиане: православные, католики, греко-католики (униаты), в меньшей степени – протестанты. Далее по ...
        подробнее




        © 2006-2020 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com