поиск по сайту

Типы обществ


Конфигурация конкретного общества зависит от множества факторов, включающих как климат, так и соотношение политических сил.

Многие классики социологии обратили внимание на то, как различны взаимосвязи между экономическими, политическими и другими институтами различны в допромышленных и промышленных обществах. Поскольку большинство из них писали свои работы в эпоху промышленной революции, в этом нет ничего удивительного. Одной из наиболее известных концепций, отражающих различия между традиционными и современными обществами, является концепция немецкого социолога Фердинанда Тенниса (1855-1936), который использовал термины «гемайншафт» и «гезельшафт». Первый относился к сельской общине, а второй – к городскому промышленному обществу.

Критика концепции Тенниса велась по трем направлениям. Во-первых, общины в различных странах могут различаться не менее разительно, чем тённисовские «гемайншафт» и «гезельшафт». Во-вторых, в современных обществах элементы общины не исчезают. В-третьих, в теории Тенниса не учтены внутренние конфликты и противоречия в обоих типах обществ, а также их изменчивость. Сама эта дихотомия может быть поставлена под сомнение в условиях глобализации и интернационализации обществ.

Аналогичную тённисовской концепцию предложил Э. Дюркгейм, разработавший собственную концепцию солидарности. Традиционным обществам, по его мнению, присуща механическая солидарность, основанная на сходстве его представителей, а индустриальным обществам – органическая солидарность, обусловленная разделением общественного труда.
С точки зрения технологического детерминизма общества делятся на типы в соответствии с принципом организации производства. Во 2-й половине XX в. популярной стала предложенная Д. Беллом, Р. Ароном, Ф. Фурастье, А. Туреном и другими, трехступенчатая типология обществ – аграрно-ремесленные, индустриальные и постиндустриальные. В доиндустриальном обществе важнейшая сфера производства – сельское хозяйство, в индустриальном – промышленность, а в постиндустриальном – информация, коммуникация, образование.

А. Тойнби, подобно О. Конту, считал доиндустриальные общества военными, а индустриальные (промышленные) – мирными. Ему принадлежит триада «дикость – варварство – цивилизация», согласно которой человечество прошло в развитии три этапа: 1) примитивные бесписьменные культуры; 2) цивилизации второго поколения – динамичные, характеризующиеся разделением труда, развитием рынка (египетско-шумерская, минойская, китайская, южноамериканская); 3) третичные цивилизации (современные культуры – христианская, исламская, индуистская и др.).

К. Маркс выделял типы обществ в русле теории социально-экономических формаций, где выделяются первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические общества, а также сформулировано положение о коммунизме как социально-экономической формации, следующей за капитализмом.

На основании письменности можно выделить общества бесписьменные (дописьменные), т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, фиксирующие слова на материальных носителях.

На основании религии можно выделить мусульманское, христианское, буддистское общества. По лингвистическому основанию выделяются англофонные, франкофонные, русскоязычные и другие общества.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Социология

    Под влиянием учения Ч. Дарвина на стыке социологии с историческими дисциплинами многие гуманитарии XIX века обращались к проблеме социальных изменений. Выводы по данной проблеме изложены в работах Льюиса Г. Моргана (1818-1881), Джона Ф. Макленнона ...
      Эмпирическая социология развивалась в 20-40-е годы XX в. Ее характеризует позитивистская установка на поиск общих для природы и общества законов, использование точных эмпирических методов и стремление к ценностной нейтральности выводов. ...
        Своеобразие культуры современного белорусского общества в значительной мере предопределено историческими факторами становления национально-государственного самосознания его представителей. Историческое наследие и его переосмысление в контексте ...
          Важным культурным регулятором человеческих отношений являются ценности. Ценность – это особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, ...
            Личность изучается философией, психологией и другими социально-гуманитарными дисциплинами. В социологии личность - это система социально значимых качеств индивида, характеризующих его как субъекта социальных отношений. В социологии внимание ...
              Социальный статус – это позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Понятие социального статуса характеризует: 1) место человека в системе общественного разделения труда; 2) общественную оценку этого места, выражаемую в ...
                Люди приобретают человеческие качества благодаря совместной социальной жизни. Важную часть факторов развития человека составляют его биологические (анатомические и физиологические) и психологические свойства. Тем не менее, решающими факторами в ...
                  Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Связь поведения с ролевыми ожиданиями довольно гибка, поскольку любая роль имеет множество вариантов исполнения. Как правило, люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их и ...
                    По доходам в обществе можно условно выделить высший, средний и низший слои. За период с 1990 по 1999 годы в Беларуси произошло углубление неравенства по этому признаку. Если в 1990 г. отношение среднего дохода 10 % наиболее богатых семей к среднему ...
                      Социология изучает общество в различных его масштабах. Она не ограничивается социальными образованиями, функционирующими в границах современных национальных государств, а изучает все социальное, от индивида до человечества в целом. На средних ...
                        Специфические черты различных культур обозначаются понятиями «национальный характер», «менталитет» (от лат. ум, образ мыслей, душевный склад) и др. Менталитет (лат. mentalis – умственный) – это уникальный склад различных человеческих психических ...
                          Представление о личности как динамичном структурированном образовании впервые было системно представлено в теории 3. Фрейда. Социально-психологическую структуру личности психоанализ рассматривал в единстве биологических и социальных свойств ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com