поиск по сайту

Православный культ


Православный культ
Дела, которые, по мнению христиан, должен совершать истинный христианин, заключаются не только в активной и сострадательной помощи ближним, но также в усиленной личной молитве и в регулярном посещении церковных богослужений.

Молитвы – мысленные или гласные обращения к Богу с просьбой, благодарностью и восхвалениями – православные подвижники называют «дыханием духа», без которого он умирает. Они говорят даже, что не столько молитва происходит от веры, сколько вера от молитвы. И потому «чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух», – писал авторитетнейший православный богослов Григорий Палама (1296–1359). Он стал одним из главных теоретиков исихазма (греч. isihia – безмолвие, покой), древнего мистического течения в православии, сторонники которого практикуют т. н. «умную молитву». Суть ее заключается в том, чтобы «свести ум в сердце», где он будет непрерывно, даже во сне повторять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Некоторые исихасты за свою ревность удостаивались, по их словам, созерцания нетварного Божественного Света, озаряющего Царствие Небесное.

Хотя «Бог не в бревнах, а в ребрах», и истинно верующий человек способен ощутить Его присутствие в своей жизни везде и всегда, но есть место, которое православным кажется наиболее удобным для общения с Богом. Это храм (церковь), настоящее «земное небо» для христиан. И «кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворный храм, которого зиждатель – Бог», – утверждал популярный церковный писатель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).

Православный храм чаще всего имеет крестообразное основание, а сверху завершается одним или несколькими куполами, на каждом из которых установлен крест. Внутри храм делится на три основные части: алтарь (лат. altus – высокий), куда могут заходить лишь священнослужители и по их благословению – мужчины-миряне, средняя часть (наос, неф), где во время богослужения пребывает основная масса верующих, и притвор, который ранее, во времена древней церкви, был местом нахождения оглашенных (людей готовящихся принять крещение). В некоторых православных традициях (русской, сербской, болгарской) алтарь отделен от средней части иконостасом, специальной перегородкой из множества икон, расположенных в несколько ярусов и зримо представляющих земную историю церкви и суть христианского благовестия. Вообще, православный храм, как правило, переполнен иконами, которые развешаны по стенам или помещаются на аналоях, высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Именно в храме совершаются священнослужителями все семь таинств, и лишь в крайних случаях – за его пределами. Таинства же составляют основу православного культа. Их принято отличать от обрядов: по учению церкви обряды установлены людьми, а таинства – самим Богом.

В таинстве крещения, как верят православные христиане, человек омывается (освобождается) от своих грехов и духовно рождается для новой жизни в качестве члена церкви. Крещение правильно совершается через троекратное полное погружение тела в воду, с призыванием имен Бога-Троицы (Отца, Сына и Святого Духа). Для принятия крещения необходимы вера и покаяние. Православная церковь, однако, крестит не только взрослых, но и младенцев – по вере их родителей и восприемников (крестных матери и отца), которые должны будут позаботиться о христианском воспитании крещаемых.

Таинство миропомазания совершается сразу после крещения и заключается в крестообразном смазывании тела человека в нескольких местах освященным благоуханным маслом – миром, причем священник произносит: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Считается, что верующему в этот момент подается сила свыше, укрепляющая его на пути новой жизни.

В таинстве покаяния верующий исповедает свои грехи Богу в присутствии священника и при условии искреннего раскаяния получает через священника прощение грехов от Господа Иисуса Христа. В особых случаях на кающегося налагается епитимия (греч. eptimia – запрещение), состоящая в благочестивых делах и некоторых лишениях, которые должны помочь человеку преодолеть свои греховные привычки. Вообще, в христианстве (и не только православном) покаянию, честному признанию своей порочности, своего несовершенства придается громадное значение. Древняя церковная мудрость гласит: «Тот, кто видит свои грехи, совершеннее того, кто видит ангелов».

Причащение, или евхаристия (греч. eucharistia – благодарение), является едва ли не важнейшим таинством Православной церкви. Православные верят, что в определенный момент литургии специально подготовленные хлеб и вино, не теряя своих существенных свойств, прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа, так что вкушающие эту «страшную трапезу» христиане становятся «сотелесны и единокровны Христу». Православные называют причастие «лекарством бессмертия», посредством которого Бог врачует человеческую природу, изъязвленную грехами. К причастию православные подготавливаются говением (постом и усиленной молитвой), а затем исповедью.

В таинстве брака церковь благословляет супружеский союз и испрашивает для него благодать Божию, чтобы он мог действительно стать «малой Церковью», проникнутой верой и любовью.

Таинство елеосвящения или соборования совершается над больными христианами. При помазании их тела освященным маслом – елеем – священники (обычно их несколько) призывают на больных благодать, которая должна исцелить от душевных и телесных недугов.

Священство – это таинство, в котором, как считается, правильно избранный человек (в епископа, в пресвитера, в диакона) через архиерейское рукоположение получает благодать совершать таинства и «пасти церковь». Точнее, по объяснению богословов, таинства совершает сам Всевышний, потому их спасительность не зависит от личных качеств тех, кто видимым образом представляет в таинстве Бога, т. е. священнослужителей. Но она напрямую связана с верой и нравственным состоянием тех, кто приступает к таинствам. «Потому, – любят повторять священники, – не дело овцам пасти своих пастырей». Особенность православного клира – его четкое деление на два разряда: белое духовенство (женатые приходские священники и диаконы) и черное духовенство (монашество). В РПЦ монахов еще называют иноками, т. е. иными, непохожими на других людей.

Православие отличается сложными, красивыми, детально разработанными богослужениями. В православном храме богослужения совершаются ежедневно и по несколько раз в течение суток. Кроме постоянного «суточного круга» проводят и требы – службы, осуществляемые по просьбе отдельных верующих (заупокойные службы, молебны и т. д.). Каждый день «недельного круга» и «годового круга» богослужений посвящен памяти каких-нибудь святых или особо важных событий библейской и церковной истории.

Православные праздники бывают общецерковные и местные, непереходящие и переходящие. Непереходящие празднуются по солнечному календарю и ежегодно приходятся на один и тот же день. Переходящие празднуются по лунному календарю; их даты отсчитываются от даты самого главного православного праздника – Пасхи, которая отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Заметим, что Пасху в один день празднуют все Православные церкви – и те, кто перешел на григорианский календарь, и те, кто сохранил верность старому календарному стилю. Главные непереходящие праздники православных: Рождество Пресвятой Богородицы (8.09 – по старому стилю/ 21.09 – по новому); Воздвижение Креста Господня (14/27.09) – в память о том, как Елена, мать императора Константина Великого, разыскала и установила для всенародного почитания крест, на котором был распят Христос; Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21.11/4.12); Рождество Христово (25.12/7.01); Крещение Господне (6/19.01); Сретение (встреча) Господне (2/15.02); Благовещение Пресвятой Богородицы (25.03/7.04), имеется ввиду возвещение Деве Марии о зачатии ею Христа; Преображение Господне (9/19.08), когда вспоминается чудо на горе Фавор; Успение Пресвятой Богородицы (15/28.08) – день окончания земного пути Девы Марии; Покров Пресвятой Богородицы (1/14.10) – в память о чудесном заступничестве Богородицы за Константинополь, осажденный врагами. Главные переходящие праздники: Пасха Христова (бывает не раньше 4.04 и не позже 8.05 по новому стилю); Вербное Воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи); Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи); День Святой Троицы или Пятидесятница (на пятидесятый день после Пасхи) и Духов День (на следующий день после Троицы).

В православном культе огромную роль играют посты – периоды ограничения в пище и развлечениях, время усиленных молитв и покаяния. Главная цель поста – сделать душу человека менее зависимой от тех страстей, которые сотрясают тело, помочь ее молитвенной сосредоточенности. Всего у православных около 200 постных дней в году. Кроме постоянного поста по средам и пятницам (в память о том, как один из апостолов, Иуда, предал Иисуса, и о крестной смерти Спасителя), есть еще четыре больших поста: Великий (7 недель до Пасхи), Рождественский (40 дней до Рождества Христова), Петров (несколько недель летом перед празднованием памяти апостолов Петра и Павла), Успенский (2 недели до Успения Богородицы).

И без чего еще нельзя представить православие, так это без почитания святых и их мощей. Официальная церковная процедура причисления к лику святых называется канонизацией. Она включает в себя сбор информации о благочестии данного человека, его народном почитании и связанных с этим чудесах. Канонизированных святых церковь изображает на своих иконах, обращается к ним молитвенно, предлагает верующим для прочтения и подражания их жития (жизнеописания) или, иначе, агиографическую (греч. hageos – святой и grapho – пишу) литературу. Мощи святых, т. е., сохранившиеся полностью или частично их тела, помещаются в специальные ковчеги (реликварии); частицы мощей обязательно зашиваются в антиминсы (греч. anti – вместо, лат. mensa – стол), специальные платы, без которых священники в принципе не могут служить литургию. Среди наиболее почитаемых собственно русских православных святых: преподобные (святые-монахи) Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святой благоверный (сохранивший верность церкви в трудное для нее время) князь Александр Невский, святые князья-страстотерпцы (принявшие мученическую смерть в подражание Христу) Борис и Глеб и др. А самыми известными святыми, родившимися и жившими на территории современной Беларуси, являются святитель (епископ, прославленный церковью) Кирилл Туровский (ок. 1113 – после 1190) и преподобная Евфросиния Полоцкая (1101–1167), сыгравшие выдающуюся роль в христианизации нашего народа.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Религиоведение

    Религия оказывает многообразное влияние на жизнедеятельность общества, является способом преодоления ограниченности человеческого существования, указывает на духовную безграничность человеческого бытия. Основные функции религии 1) Интегративная. ...
    подробнее
      Религия представляет собой одно из важных измерений культуры. Многие культурные процессы протекают под существенным влиянием религии. Религиозная традиция формирует ценностную систему, духовно ориентирует человека. Основные подходы к пониманию места ...
      подробнее
        В современном религиоведении используются разнообразные модели классификации религий. В качестве основных критериев рассматриваются масштабность и влиятельность религий, различия в содержании, принадлежность к определенному культурному региону, ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com