поиск по сайту

Униатская церковь на Беларуси

Униатская церковь на Беларуси  Униатская (греко-католическая) церковь, образованная в 1596 году на основе Брестской церковной унии, так же как католицизм и православие, сыграла свою роль в истории белорусского этноса. В XVII—XVIII веках это была самая многочисленная конфессия, а ареал ее распространения охватывал Беларусь, часть Литвы, Украины, России, Польши. Подготовка к подписанию унии была начата после объединения ВКЛ и Польши в единое государство. Непосредственными инициаторами создания новой синкретической конфессии унии выступили православные епископы Луцкий и Влалимиро-Волынский. Активно поддерживает идею создания унии и ректор Виленской иезуитской академии Петр Скарга, который в ряде своих работ, в частности «О единстве церкви Божьей и о греческом от этого единства отступлении», указывал на недостатки православной церкви (наличие семьи у православных священников, церковнославянский язык богослужения, вмешательство светской власти в дела духовные и т.д.) и обосновывал необходимость сближения православной церкви с католической. В октябре 1596 года в Бресте прошел церковный собор сторонников унии, принявший решение об объединении церквей. Спустя несколько дней король Жигимонд III Ваза (1587—1632 гг.) утвердил создание церковной унии и провозгласил униатство государственной религией.

Согласно унии все православное население Речи Посполитой должно было исповедовать основные догматы католицизма и подчиняться папе римскому. Организационно униатская церковь тоже подчинялась римскому понтифику. На должность митрополита избирался кандидат, поддержанный Ватиканом. Богослужение предписывалось проводить на церковнославянском или национальном языке. Сохранялись браки священников. Специальной грамотой за униатской церковью были закреплены все владения православной церкви. Первоначально принятие униатства частью белорусских земель было встречено в штыки, поэтому власти вынуждены были применить силу. Сам акт принятия униатства для православных являлся нарушением мировосприятия, которое включало уже сформированную этническую стереотипность самосознания, культурно-бытовые и конфессиональные нормы.

В том же 1596 году в Бресте состоялся ещё один собор, в котором присутствовало большинство церковных иерархов, приверженцев православной религии (2 патриарших экзарха Константинопольского и Александрийского Патриархов, 2 епископа, 9 архимандритов и другие право славные иерархи). Собор принял решение не признавать унию и лишить сана тех священников, которые стали сторонниками неправославной церкви. Чтобы защититься от наступления униатов и католиков, в 1599 году в Вильно прошел съезд православных и протестантов ВКЛ. Кроме того, с протестами против насильственного насаждения униатства неоднократно выступали православные послы на сеймах Речи Посполитой, начиная с Варшавского сейма 1607 года, в том числе такие видные государственные и общественные деятели, как канцлер Лев Сапега, князь К. Острожский, М. Смотрицкий и другие.

В результате протестов и восстаний православных жителей Беларуси и Украины, иерархи униатской церкви вынуждены были изменить свою тактику. Униатство стало оформляться как особая религия, в чем большую роль сыграл орден базильян, образованный в начале XVII века при посредничестве униатских митрополитов И. Кунцевича и И.Руцкого. Орден занимался активной благотворительной, воспитательной, издательской деятельностью. Очень много сделали базильяне для развития науки, культуры и искусства.

Структура униатской церкви была достаточно разветвленной. На территории Беларуси и частично на Украине действовала Киевская униатская митрополия. Ее возглавлял митрополит Киевский и Галицкий, резиденции которого находились в Новогрудке и Вильно. К данной митрополии относились Полоцко-Витебское архиепископство во главе с архиепископом Полоцким, епископом Витебским, Оршанским, Мстиславским, Могилевским и всея Беларуси, а также 9 епископств во главе с их епископами. Епископства, в свою очередь, делились на деканаты, а деканаты — на приходы (парафин).

Постепенно основная масса населения белорусских земель приняла униатство. Это превратило его в самобытное и самостоятельное белорусско-украинское конфессиональное направление. К концу XVIII века униатство исповедовали 75 % жителей белорусских земель. В пределах Беларуси и Литвы насчитывалось более 1100 униатских церквей.

С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. Уже в 1794 году Екатерина II издала указ о прекращении действия унии. В период 1794— 1795 годов добровольно и принудительно в лоно право­славной церкви было возвращено более 200 тысяч униатов, другая часть униатов перешла в католичество. Были закрыты все униатские епархии Российской империи, кроме архиепископства Белорусского. При Павле I и Александре I была возобновлена деятельность Луцкой и Брестской епархий, многие из униатов начали возвращаться к униатству. Но после восстания 1830—1831 годов отношение к униатам вновь стало резко негативным. Под нажимом властей 12 февраля 1839 года на соборе в Полоцке униатские епископы во главе с Иосифом Семашко провозгласили прекращение действия Брестской церковной унии и подали просьбу на имя Николая I присоединить униатов к православной церкви. В результате этого более чем 1,5 миллионов униатов вернулись в православие, более 500 тысяч перешли в католичество. Только в начале XX века, после издания указа о веротерпимости (1905 г.), униатам было разрешено исповедовать свою религию.



Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Закажи эту или любую другую книгу по Истории Беларуси, перейдя по ссылке и получи скидку от магазина OZ.BY





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Белорусоведение

  • достопримечательности Беларуси
Борисовы камни — огромные ледниковые валуны с надписями и крестами, монументальные памятники эпиграфики XII в. на территории Беларуси. Известно 7 больших гранитных камней-валунов с вырубленными на них шестиконечными крестами и ...
    Гродненская Борисоглебская (Коложская) церковь-памятник каменной древнерусской архитектуры — образец самобытной архитектурной школы, сложившейся в Гродно в XII в. Церковь построена во 2-й половине XII в. из кирпича на высоком правом берегу Немана, ...
      Крепость-герой Брест — мемориальный комплекс на территории Брестской крепости, созданный в 1969—1971 гг. для увековечения подвига ее защитников в июне—июле 1941 г. Предыстория мемориала охватывает период с середины XIX в. до начала 70-х гг. XX в. ...
        В культовом зодчестве этого периода выделяется Будславский костел бернардинцев (2-я половина XVIII в.) — памятник архитектуры позднего барокко. Храм построен из кирпича в д. Будслав Мядельского района, в центре на площади. При строительстве ...
          Наиболее значительным памятником культовой архитектуры раннефеодальной эпохи на территории Беларуси является Благовещенская церковь в Витебске. Храм построен в середине XII в. на левом берегу Западной Двины, на месте бывшего ремесленно-торгового ...
            Водохранилища - это искусственные водоемы, как правило, об­разованные водоподпорными сооружениями (плотинами). На территории Беларуси насчитывается порядка 160 водохрани­лищ разного хозяйственного назначения: для орошения сельскохо­зяйственных ...
              Замечательным дворцово-парковым ансамблем Беларуси является Высоковская усадьба 1-й половины XIX в. (г. Высокое Каменецкого района). Архитектурный памятник в стиле классицизма расположен на западном берегу р. Пульва, на месте старого замка магнатов ...
                Научные исследования, проведенные учеными Института генетики и цитологии НАН Беларуси в первом десятилетии XXI в., позволили составить генетический портрет современного белоруса. В процессе исследования было изучено около тысячи проб ДНК коренного ...
                  Григорий Цамблак происходил из известного болгарского рода, образование получил в Тырнавским монастыре Святой Троицы. В период турецкого нашествия на Болгарию с 80-х годов XIV в. Г. Цамблак был вынужден покинуть родину. 15 ноября 1415 г. в ...
                    Домейко Игнатий Ипполитович — геолог, минералог, географ и этнолог, национальный герой Чили — родился в имении Медвядка Новогрудского уезда Минской губернии (ныне Кореличский р-н Гродненской обл). С 1812 г. учился в пиарской школе в ...
                      В IX—XI вв. на территории современной Беларуси сформировались общности кривичей, дреговичей, радимичей, составившие этнические ядра древнейших раннефеодальных белорусских государств — Полоцкого (X—XII вв.) и Туровского (X—XIV ...
                        Жиличский дворцово-парковый ансамбль начала XIX в. включает дворец, парк и три искусственных водоема для рыбного хозяйства. Дворец построен в 1830-е гг. в стиле позднего классицизма как резиденция богатого шляхтича, представителя одного из ...




                        © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                        +375-29-5017588
                        +375-29-1438110
                                                
                        zavtrasessiya.com

                        Сайт работает на платформе Nestorclub.com