поиск по сайту

Католическая церковь на Беларуси


Распространение на территории Беларуси римско-католического, или западно-христианского вероисповедания, было положено после подписания Кревской унии (1385 г.). В соответствии с ее условиями великий князь Ягайло (Владислав II) в обмен на трон короля Польши стал католиком и согласился распространить католицизм в ВКЛ, что вызвало появление в государстве межрелигиозного антагонизма. Уже в 1387 году Ягайло издал ряд привилегий для тех, кто принял католичество. Так, в частности, указ oт 20 февраля 1387 года гласил, что тем, кто принял католичество или желает его принять, даются вольности и права на вечные времена. Прежде всего, «каждый рыцарь или боярин, который примет католическую веру, и его наследники, имеют и будут иметь полную возможность владеть, держать, пользоваться, продавать, отчуждать, обменивать, давать, дарить замки, волости, деревни и дома и все, чем владеют». В том же году король создал Виленское епископство и 7 католических епархий, в том числе 3 на территории Беларуси — в Крево, Гайне, Обольцах, где в скором времени были построены первые костелы. Первоначально католическая церковь в ВКЛ подчинялась непосредственно папе римскому, а с 1415 года — примату польского католического костела, архиепископу Гнезденскому.

Для укрепления положения католической церкви ей были подарены богатые поместья, земли, деревни. Католикам запрещалось вступать в брак с православными, а последние не могли занимать никаких значительных должностей в государственном управлении «пока наперед русин или русинка не признают покорности римской церкви». Подобная политика прицела к конфронтации между православными и католиками, что послужило главной причиной социально-политического взрыва в 1430 году и раскола ВКЛ на две части — Великого княжества Литовского и Великого княжества Русского. Изменение ситуации произошло только в 1432 году, после того как Ягайло (Владислав II) издал указ об уравнении в некоторых правах высших слоев православного населения ВКЛ с католиками. В 1434 году подобный указ издал великий князь Жигимонд Кейстутович, даровавший православным феодалам BKЛ право свободного распоряжения своими наследственными владениями, право передачи земель по наследству, а также освободил их от некоторых государственных налогов и повинностей и разрешил иметь, так же как и феодалам-католикам, гербы и знаки шляхетского звания. Аналогичные указы были изданы также в 1443 и в 1457 годах. Они уравняли в правах католическое и православное духовенство. Последний раз подтвердил равенство католической и православной конфессий в ВКЛ Жигимонд II Август (1563 г.). Однако уже в 1569 году, после Люблинского сейма, конфессиональная ситуация снова начала меняться в пользу римско-католического костела.

Наиболее значительное распространение католицизма на Беларуси произошло в последней трети XV века. Это было связано с контрреформационной политикой правительства Речи Посполитой и деятельностью монашеских орденов — францисканцев, августинцев, бернардинцев, иезуитов и др. Главной их целью было распространение католицизма и пределах ВКЛ, а также ликвидация многоконфессиональной структуры государства путем окатоличивания представителей других религий, главным образом православных и протестантов. Особенной популярностью в Речи Посполитой пользовались иезуиты, которые и 1579 году от короля Стефана Батория (1576-1586 гг.) получили все земли, храмы, монастыри православной Полоцкой епархии, и основали здесь же, в Полоцке, свой костел и коллегиум. За православными был сохранен только кафедральный Софийский собор. Иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность среди населения белорусских земель, организовывали публичные диспуты с православным и протестантским духовенством, печатали книги и учебники на старобелорусском и польском языках, организовывали приюты для бедных. Активную деятельность на территории Беларуси вели католические братства — религиозно-культурные и благотворительные объединения городского населения католического вероисповедания. Они образовывались при костелах, подчинялись епископу и организовывали различного рода религиозные общественные мероприятия или занимались благотворительной деятельностью.

При помощи властей и монашеских орденов католическая церковь все более расширяла сферу своего влияния, что отражалось в постепенном увеличении количества парафий. В XVI веке она приобрела статус государственной. Ее духовенство оказывало большое влияние на светскую власть, принимало участие в заседаниях Верховной рады, Сената, Сейма. Католические приходы концентрировались в основном в западной части Беларуси, где было размещено порядка 70 % костелов и 85% верующих. К концу XVIII века католики составляли около 15% населения белорусских земель.
Деятельность католической церкви в Беларуси со второй половины XVIII столетия была значительно ограничена, она перешла из разряда господствующей в разряд терпимой конфессии. Объяснением этому служит факт вхождения белорусских земель в состав Российской империи, где государственной религией было православие. Первоначально католическая церковь не притеснялась властями. Российское самодержавие не запретило деятельность на своей территории даже ордена иезуитов, разрешив ему открыть академию в Полоцке (1812 г.). Однако уже в 1820 году указом Александра I академия была закрыта, а деятельность иезуитов запрещена. После восстаний 1830—1831 и 1863—1864 годов царское правительство начало репрессии против католической церкви. Были закрыты многие костелы и монастыри, их земли конфискованы, строительство новых храмов было запрещено, а католические службы в ряде парафий стали проходить на русском языке. Чтобы окончательно «располячить» костел, в конце XIX - начале XX века возникла идея перевести богослужение на белорусский язык, что было встречено без особого энтузиазма верующими-католиками. Положение католической церкви несколько улучшилось только в конце XIX столетия, что было связано с открытием Белорусской католической епархии с центром в Могилеве.

В 1905 году в России были отменены все ограничения деятельности различных конфессий, был разрешен переход из одной христианской веры в другую. Католикам были возвращены их храмы и разрешено строительство новых. Католическая церковь пополнилась десятками тысяч православных, предки которых или они сами были раньше униатами.



Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Закажи эту или любую другую книгу по Истории Беларуси, перейдя по ссылке и получи скидку от магазина OZ.BY


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Белорусоведение

    Климат — это режим погоды за много лет. В Беларуси он умеренно-континентальный со значительным воздействием атлантического морского ветра (приносит циклоны), а также, в меньшей степени, континентального и арктического воздуха. Радиационный баланс ...
    подробнее
      Гидрографическая сеть Беларуси достаточно густая. Она состоит из рек, озер, водохранилищ, болот. Еще наши далекие предки избрали местом своего обитания бассейны наиболее значительных рек республики — Западной Двины, Днепра, Припяти, Немана, ...
      подробнее
        Экология — наука, изучающая отношения живых организмов между собой и с окружающей средой. До появления человека на земле в природе многие тысячелетия существовали собственные законы, на основании которых она сохраняла свои первозданные черты. С ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com