поиск по сайту

Нормативизм Г. Кельзена


Ганс Кельзен (1881 — 1973 гг.) — автор чистой теории права — изложил свои взгляды в произведениях «Чистое учение о праве» (1934), «Право Объединенных Наций» (1950) и др.

По мнению Кельзена, правоведение, сложившееся на рубеже XIX—XX вв., не отвечает требованию юридической строгости, чистоты, его необходимо очистить от идеологии, перестать заимствовать идеи из психологии и социологии, этики и политической теории. Юриспруденция должна исследовать нормативный порядок человеческих отношений, который принадлежит не сфере сущего, а сфере должного.

Право — это нормативный принудительный порядок, т.е. система норм, регулирующих человеческое поведение. От других нормативных порядков (морального, религиозного) право отличает принудительность. Право охватывает не только нормы, исходящие от государства, но и процесс их реализации на практике: «применение права есть также и создание права». Таким образом, Кельзен сочетает методы юридического позитивизма с принципами функционального подхода к исследованию нормативных систем.

Право — совокупность норм, находящих подтверждение в самих себе. Совокупность всех норм образует многоступенчатую систему права в виде единства правовых норм на базе координации и субординации, подчинения низшей нормы высшей. Иерархия различных норм образует правопорядок, юридическим основанием которого провозглашается так называемая основная норма. «Основная норма» есть априорное гипотетическое понятие, логический постулат, образующий стержень «чистой теории права». «Основная норма» (должно вести себя так, как предписывает Конституция) рассматривается как правовая база конституции, которая определяет полномочия государственных органов и процедуру законодательства, содержание будущих законов. Далее следуют «общие» нормы, установленные законодателем или вытекающие из обычая, подлежащие применению компетентными органами — судами и административными властями. В общих нормах определяются органы, которые могут их применить, и процедура их применения, а также содержание правоприменительных актов. Нижней ступенью являются индивидуальные нормы (судебные решения и распоряжения администрации по отдельным конкретным делам).
«Ступенчатость» права преследует цель представить любую норму права и любое распоряжение государственного органа или должностного лица как непререкаемый и непреложный вывод из конституции и даже из постулируемой «основной нормы». «Право проистекает только из права». Основная цель теории — снабдить юристов-практиков знаниями действующего законодательства их страны.

Государство — это «единство внутреннего смысла всех правовых положений», персонификация правового порядка, представляющая собой урегулированную, упорядоченную, нормативную систему принуждения. Основными элементами государства являются население, территория и государственная власть. Суверенитет является предпосылкой нормативного порядка: государство, существующее в своих актах, посредством их определяет меру дозволенною, обязательного и запрещенного поведения. В зависимости от политических режимов государства подразделяются на демократические и недемократические.

С позиций чистой теории права рассматривается соотношение национального и международного права. Кельзен допускает двоякое решение проблемы: подчинение национального права международному и, наоборот, признание основой международного права принципов какой-либо одной системы национального права. Выступал сторонником примата международного права над внутригосударственным, развивал мысль о том, что основные нормы и конституции государств необходимо привести в соответствие с демократическими принципами международного правопорядка.

Кельзен содействовал разработке догматической юриспруденции, воспитывающей правовую культуру и способствующей развитию техники права.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина Третьякова, окончил Влади- миро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto — ...
      Появление философского понимания государственно- правовых явлений на Востоке обусловлено, прежде всего, развитием естественных наук (медицина, география, астрономия, математика и т.д.), а также широким распространением переводов философских ...
        Самые ранние представления о государстве и праве возникают в Древнем Египте. Эти взгляды не носят теоретического характера и не оформлены в политико-пра- вовые концепции, являются органической частью религиозно-мифологического мировоззрения. ...
          Основатель моизма Мо-цзы (479—400 гг. до н.э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступал с обоснованием естественной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Из 71 ...
            Взгляды первых христиан получили распространение в I в. н.э. в восточных провинциях римской империи. Они содержались в четырех евангелиях и «Откровении Иоанна Богослова» (Апокалипсисе). Христианство представляло собой принципиально новую религию, ...
              В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация (лат. reformatio — преобразование, перестройка) — массовое движение против католической церкви, выступающее против привилегий духовенства и роскоши религиозного культа. Начало ...
                Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944, «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», «Свет невечерний. Созерцания и умозрения») — богослов, философ, был депутатом II Государственной думы, в 1922 г. был выслан из Советской России, жил в ...
                  Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) — американский просветитель, составитель проекта Декларации независимости США, президент США (1801-1809). Наиболее известные произведения Джефферсона: «Общий обзор прав Британской Америки» (1774), «Декларация ...
                    Английская буржуазная революция XVII в. ознаменовала собой отход от феодализма и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений. Каждая из общественных групп, принимавших участие в революции, выставила свои политические программы. ...
                      Изменение политического режима при Александре I (1801-1825 гг.), ознакомление с политическими реформами, произошедшими в странах Западной Европы, привели к оживлению реформаторской мысли в России, образованию различного рода тайных обществ, целью ...
                        Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677 гг.) родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, после острого конфликта с религиозной общиной был подвергнут великому отлучению. Свои взгляды изложил в произведениях: «Богословско-политический трактат», ...
                          Владимир Мономах (1053—1125 гг.) свою мировоззренческую позицию изложил в сочинении, вошедшем в историю русской литературы под названием «Поучение» (текст дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи). Поучение адресовано детям Владимира, а в ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com