поиск по сайту

Политико-правовая идеология большевизма


Большевизм – наиболее радикальное течение марксизма, основателем которого является Владимир Ильич Ульянов (1870-1924, «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия капитализма»). Как глава СНК и признанный вождь партии, Ленин сыграл решающую роль в определении стратегического курса революции. Природа и сущность государства и права обосновываются Лениным, исходя из их экономической обусловленности. Государство и право имеют классовую природу. Их историческая эволюция рассматривалась Лениным с позиций формационного подхода. Он выдвинул идею авангардной пролетарской партии как главного средства подготовки и осуществления революции. Ленин доказывал, что самостоятельно рабочий класс может выработать только экономическое, а не политическое сознание. Партия призвана внести в рабочее движение теорию и организованность, она должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат. Партия — это объединение профессиональных революционеров, отличающееся преданностью делу, гибкостью в действиях, четкой организацией и крепкой дисциплиной. В период Первой мировой войны Ленин вносит два важных дополнения в свои представления о революции: обосновывает концепцию империализма (его признаки: концентрация производства и капитала, образование монополий; слияние банковского капитала, с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение; образование международных союзов монополистов, делящих мир; завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами); обосновывает идею неравномерности экономического и политического развития капитализма. Ленин уверен, что победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране.

Идея союза и диктатуры пролетариата и крестьянства стала важным новшеством в марксистской теории, отражением специфики России и других аграрных стран. В годы первой русской революции Ленин выступал за создание в России парламентской демократической республики, а в апреле 1917 г. заявил, что Советы «есть единственно возможная форма революционного правительства». Советы сочетают законодательную и исполнительную власть и представляют собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения, как парламентская республика. Диктатура трудящихся представала и как юридическая форма власти, предполагающая лишение нетрудящегося населения прав. Ленин не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму. Но это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства, кроме того, диктатура носит временный и краткосрочный характер, сочетается с демократией. По мере роста образованности и культуры граждан, прекращения сопротивления свергнутых классов отмирают репрессивные функции государства, а затем и само государство.

Николай Иванович Бухарин (1888-1938, «Мировое хозяйство и империализм», «Экономика переходного периода», «Теория исторического материализма») защищал идею того, что государство и право «есть продукт классового расчленения общества». Право он отождествляет с законодательством, создаваемым государством. Государственная власть есть организованное насилие одного класса для подавления другого, которое принимает форму диктатуры господствующего класса. Государство и диктатура органически связаны. Ни теоретически, ни практически невозможно государство, не являющееся диктатурой.

Ленинские идеи получили свое дальнейшее истолкование в работах Иосифа Виссарионовича Сталина (1879—1953, «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «О проекте Конституции Союза ССР»), Отдельные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина используются Сталиным как непререкаемые истины. Сталин использует идею диктатуры пролетариата для укрепления культа власти. Диктатура пролетариата — власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Кроме того, по Сталину, пролетарская революция не достигнет намеченных целей, если не создаст «специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры». «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». На «развалинах старого государства», учит Сталин, возникает советская власть, т.е. пролетарская государственность, государственная форма диктатуры пролетариата, которая объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориальные выборные округа производственными единицами (заводами, фабриками), связывает трудящиеся массы с аппаратом государственного управления, учит их управлению страной. «Новый тип государства» есть вместе с тем новый исторический тип пролетарской, советской демократии. Демократия, по мнению Сталина, не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Сталин занимался совершенствованием модели ВКП(б). Большевистская партия мыслилась Сталиным как могучий «орден меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. Партия монолитна: в ней нет фракций, нет плюрализма мнений и дискуссий. Большевистская партия — «орудие диктатуры пролетариата», «боевой штаб рабочего класса», «ядро власти» и т.п., которая господствует над советским государством, над обществом, буквально над каждым гражданином. «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается» государственными организациями «без руководящих указаний партии». Ослушникам партийной воли грозит «карающая рука партии».
Особо отстаивал Сталин тезис о том, что большевистская партия должна монопольно обладать всей полнотой захваченной ею власти. Сталин завершил создание в рамках Ленинизма идеологии тоталитарной политической системы.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) — поэт, драматург, композитор, музыковед — родился в Женеве. Его произведения: «Рассуждения на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (представлено на конкурс, объявленный Дижонской ...
      Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
        Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
          Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
            Томас Гоббс (1588—1679) — сын сельского священника и выпускник Оксфорда, работал гувернером в семействе лорда Кавендиша, графа Девонширского, некоторое время наставлял в науках наследника английского престола — будущего короля Карла II Стюарта. К ...
              Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689—1755 гг.) — известный французский просветитель, автор произведений «Персидские письма» (1721); «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733); «О духе законов» (1748) и др. ...
                В 70-80-е гг. XIX в. в России массовый размах приобрело движение народников, пропагандистов из интеллигенции, призывавших к свержению самодержавия. Народники следовали лозунгу А. И. Герцена «В народ!» и его идее о возможности перехода России к ...
                  Александр Николаевич Радищев (1749—1802 гг.). Его произведения: ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву». Свою программу он основывает на идеях естественного права и общественного договора. Причиной образования государства является ...
                    Василий Никитич Татищев (1686—1750, «История российская») происходил из знатного дворянского рода, дважды назначался на Урал в качестве главного правителя горных заводов; был начальником Оренбургской экспедиции и астраханским губернатором; в 1745 г. ...
                      Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814, «Основные черты современной эпохи») — создатель философской концепции политики и права, в основу которой положен принцип свободы и разумности человека. Критерием степени развития эпохи, по мнению Фихте, является ...
                        Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», «История государства Российского») — известный русский историк, писатель, противник каких-либо либеральных реформ, представитель ...
                          Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740-1789) — профессор юридического факультета Московского университета. Основные работы: «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской Империи», «Слово о прямом и ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com