поиск по сайту

Религиозно-философская концепция Н.А. Бердяева


Николай Александрович Бердяев (1874—1948, «Судьба России», «Философия неравенства», «Царство Духа и царство Кесаря») окончил юридический факультет Киевского университета, в 1922 г. был выслан из России.

В своей христианской философии с позиций персонализма и экзистенционализма Бердяев стремился пересмотреть многие догматы православной церкви. По его мнению, церковь исказила учение Христа, насилует свободу человека, пропагандируя «рабью» идею смирения, аскетизм, положение о вечном аде.

Христианство не должно рассматриваться как насильственная, карательная система мировосприятия, а взаимоотношения Бога и человека — как отношения судьи и подсудимого. Учение Христа глубоко персоналистич- но, т.к. человек признается высшей ценностью мира, и направлено на раскрепощение его жизненных сил. Две главные темы религиозной философии Бердяева — обоснование свободы и творчества. Бог - результат свободного творчества некого первобытного хаоса, добытийного ничто. Свобода и творчество, будучи неотъемлемыми качествами ничто, переносятся на Бога, который воплощает эти начала в создаваемых им мире и человеке. Свобода и творчество не только существуют в Боге и исходят от него, но и не могут быть ограничены им. Переживание личностью своей греховности должно вести не к самоуничижению, а к творческому подъему, желанию преобразить себя и мир на пути к Богу.

Бердяев рассматривает два мира: мир Духа, где господствует Бог, свобода и творчество, и мир Кесаря, т.е. земной мир греха и страданий. Причем земной мир рассматривается им как частный случай объективации иллюзорного мира Духа. Объективация духа, воплощаясь в культуру, общество, государство и право, сковывает свободу и творчество человека, делает его заложником «коллективности». Поэтому задача экзистенциальной личности состоит в том, чтобы восстать против власти объективированной действительности и осуществить прорыв в царство Духа. Господство объективированного мира, а соответственно и полное освобождение личности, должно закончиться со вторым пришествием Иисуса Христа.
Политические воззрения Бердяева несколько противоречивы, в них соединяются консерватизм и радикализм, либерализм и социализм, национализм и космополитизм, что объясняется тем, что в его творчестве нужно разграничивать религиозно-философский и политический пласты. Рассматривая вопросы практической политики, Бердяев признавал ценность социального порядка, власти и права. По его мнению, государство глубоко мистично и не поддается рациональному объяснению. Бердяев критикует теорию общественного договора, отмечая, что государство не может создаваться и разрушаться по человеческому произволу. Государство возникает в результате грехопадения мира как ответная реакция на появление зла, как внешняя сила, направленная против звериного начала в человеке.

Государство принудительно поддерживает минимум свободы, добра и справедливости, но и само несет с собою зло, поскольку преобладающим началом в нем является насилие. Возникнув вследствие акта насилия одного человека над другим, государство в дальнейшем стремится постоянно наращивать свою мощь. Бердяев - сторонник ограничения власти государства. Свобода человека неподвластна государству, права и свободы человека имеют вечный характер, они первичны и фундаментальны по отношению к государству. Для ограничения пределов воздействия государства на личность необходима церковь, которая контролирует сферу прав и свобод человека, защищая их от действия государства.

Бердяев уделяет много внимания критике современной ему эпохи, культуры и сознания народов Запада и России в XX в. Он характеризует современность как начало цивилизованного варварства, как время катастроф и обостренной борьбы Бога и дьявола. Дехристианизация и дегуманизация культуры и человека ставят человечество на край гибели. Достаточно критически Бердяев оценивает либерализм и демократию. Гармоничное сочетание свободы и равенства, пропагандируемые либерализмом, невозможны: свобода есть право на неравенство. Демократия же строится на безбожии, бездуховности, на господстве масс и подавлении творческой свободы личности. В дальнейшем демократия неизбежно перерастает в коммунистические и фашистские диктатуры.

Бердяев усматривал в российской монархии силу, которая авторитарным способом оберегала культурный слой общества от стихии «темного мужицкого царства». Но старая монархическая Россия накопила огромное количество зла, что сделало революцию неизбежной. Бердяев рассматривает русскую революцию в качестве проявления Божьего промысла.

Н. А. Бердяев с позиций религиозной философии критикует материалистические теории либерализма, анархизма, коммунизма и утверждает ценность церкви, призванной охранять «образ человека» от демонов природы, государства, защищающего «образ человека от звериных стихий», и права, делающего возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Большевизм – наиболее радикальное течение марксизма, основателем которого является Владимир Ильич Ульянов (1870-1924, «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия ...
      После распада Римской империи римское право отходит на второй план. Отношения в средневековом обществе регулируются на основании варварского обычного права, а также некоторых положений римского права. В случае обнаружения коллизий ...
        В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Резкая критика сословного строя со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Эту задачу стремился осуществить крупнейший идеолог католицизма — ...
          Первые представления о государстве и праве излагаются в поэмах Гомера (VIII в. до н.э.) «Илиада» и «Одиссея» и носят мифологический характер. В этих поэмах описываются события, связанные с Троянской войной XIII—XII вв. до н.э., когда в Древней ...
            В основе учения Ивана Александровича Ильина (1883-1954 гг., «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», «О монархии и республике») лежит православное вероучение и идеалистическое понимание человека, государства и права. Основой ...
              Джамбаттиста Вико (1668-1744) - сын библиотекаря, профессор риторики Неаполитанского университета — был одним из мыслителей, предвосхитивших научную социологию («О единственном начале и единственной цели всеобщего права», «Основания новой науки об ...
                Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) — поэт, драматург, композитор, музыковед — родился в Женеве. Его произведения: «Рассуждения на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (представлено на конкурс, объявленный Дижонской ...
                  Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
                    Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
                      Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
                        Томас Гоббс (1588—1679) — сын сельского священника и выпускник Оксфорда, работал гувернером в семействе лорда Кавендиша, графа Девонширского, некоторое время наставлял в науках наследника английского престола — будущего короля Карла II Стюарта. К ...
                          Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689—1755 гг.) — известный французский просветитель, автор произведений «Персидские письма» (1721); «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733); «О духе законов» (1748) и др. ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com