поиск по сайту

Политические воззрения М. Вебера


Макс Вебер (1864—1920) родился в Эрфурте в буржуазной семье, изучал право в университетах Гейдельберга, Геттингена и Берлина, политолог, экономист, историк и философ, во многом заложивший основы современной политической науки. Наиболее известные произведения: «Протестантская этика и дух капитализма», статья «О некоторых категориях понимающей социологии», «Очерки по социологии религии», доклад «Политика как призвание и профессия», «Хозяйство и общество» (незавершенное теоретическое произведение).

Наука, по мнению Вебера, должна быть свободна от ценностей. От социологии не следует ожидать разработки универсальной шкалы ценностей или этических принципов. Рассматривая вопрос о соотношении политической целесообразности и этики, Вебер избирает макиавеллевскую традицию предпочтения пользы.

Борьба, господство и насилие являются основой общественной жизни. В его представлении определяющие черты общества — не ценности, связывающие людей, а конфликты.

Вебер не согласен со сторонниками марксизма, которые утверждают, что экономический фактор является определяющим в развитии мировой истории. Вебер стремился продемонстрировать связь экономического фактора с религиозным, политическим, географическим и культурным, не придавая ни одному из них решающего, монопольного характера. Приоритетное же влияние на мировую историю оказывали религиозный и этический факторы.
Государство определяется Вебером как форма политического господства, неотъемлемым признаком которой служит насилие. Отличительное свойство государства — монополия на применение законного насилия на определенной территории.

Вебер поддерживал усилия по улучшению экономического и культурного положения рабочих, но призывы к революции, попытки радикальных перемен считал глупыми и опасными. Будущее рабочего класса связано с капитализмом.

Проанализировав всеобщую историю права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории.

Стабильность государства зависит от умения власти внушить массам сознание того, что существующий строй является в данных обстоятельствах лучшим, т.е. легитимным.

Легитимность достигается властью четырьмя путями: 1) в силу традиции, веры в легитимность того, что всегда существовало; 2) посредством эмоционального отношения, легитимирующего новое явление или предлагаемый образец для подражания; 3) посредством рациональной убежденности в абсолютной ценности той или иной власти; 4) в силу того, что власть была установлена в форме, которая признается законной (добровольное соглашение заинтересованных сторон или постановление власти, которая признается легитимной).

Вебер выделяет три типа легитимной власти: традиционный, харизматический и рационально-правовой. Традиционный тип власти подразделяется на патриархальный (характеризуется прямыми односторонними связями) и сословный (для него характерны относительная автономность и безусловное подчинение кодексу чести). Харизматический' тип власти характерен для переходных обществ, где происходит радикальная смена системы ценностей. Харизма иррациональна. Харизматический лидер вызывает желание слепо повиноваться и жертвовать собой. Он способен осуществлять власть без бюрократического аппарата и принуждения. Большинство современных государств являются легально-рациональными. Здесь легитимность совпадает с законностью. Данный тип власти основан на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, веры в справедливость проведения выборов. Для рационального государства характерна бюрократия, профессиональный аппарат управления, структура и полномочия которого определены правовыми нормами. Вебер реалистически замечает, что все известные истории правительства основывались на смешении разных типов легитимности.

Самой современной и самой перспективной является рационально-легитимная власть. Основным элементом этой власти является профессиональная бюрократия. Для бюрократии характерно: 1) существование обособленных служб и компетенции, строго определенных в законах; 2) защита статуса и компетенции служащих (несменяемость судей, гарантированное продвижение по службе и пенсия за выслугу лет у чиновников и т.д.); 3) четкая иерархизация в выполнении распорядительных управленческих функций и функций исполнительских; 4) подбор кадров на конкурсной основе; 5) полное обособление выполняемой служебной функции от личностных свойств, поскольку служащий не может быть собственником своей должности или средств управления и т.д.

Вебер обратил внимание на усиливающуюся бюрократизацию государств XX в., отметил, что это может привести к конфликту между бюрократией и демократией. Парадокс демократии состоит в том, что результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования.

Вебер симпатизировал монархическому принципу. Республиканцем он стал не по убеждению, а из-за бесперспективности монархии в Германии. Учет этих противоречивых обстоятельств приводит Вебера к оригинальной модели политической системы — плебисцитарной республике, сочетающей некоторые принципы парламентаризма и демократии с сильной исполнительной властью.

Одним из первых обратился к изучению политических партий, распознав в них важный фактор распределения власти. Партии отражают интересы социальных классов и статусов и испытывают их воздействие. Вебер делил партии на патронажные и идеологические (в зависимости от основы объединения), на формально-правовые, харизматические и традиционалистские (по структуре и способам обеспечения власти внутри партии).

Рассматривая понятие права, он подчеркивает его связь с государством. Правовой порядок представляет собой рационализированные правила применения насилия в ходе осуществления политического господства.

Вклад М. Вебера состоит в исследовании проблем, связанных с формированием и осуществлением государственной власти.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
    подробнее
      Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
      подробнее
        Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
        подробнее




        © 2006-2021 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com