поиск по сайту

Институционализм М. Ориу


Морис Ориу (1859-1929, «Принципы публичного права») — французский правовед, декан факультета права Тулузского университета — разработал неолиберальную версию теории плюралистической демократии - теорию институционализма. Ориу истолковал проблему противоположения интересов индивида и государства в духе христианского коллективизма первых его веков, однако сделал это с некоторыми новациями, обусловленными современной социально-исторической ситуацией.

Политика — это сложный процесс со множеством участников, а не только взаимоотношения личности и государства. Для выражения и представительства интересов общества и отдельных социальных групп индивиды создают различные социальные институты. Общество представляет собой совокупность большого числа институтов, которые Ориу трактует как учреждение, установление или же некую коллективность, осознающую свое единство и имеющую направляющую идею. Государство реализует интересы покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивида. Институты гражданского общества, напротив, основаны на идеях: коммерческое предприятие — на извлечении прибыли, госпиталь — на сострадании и т.д.

Ориу выделяет два типа институтов: корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида социальных институтов представляют собой идеальные модели социальных отношений. Основное отличие заключается в том, что корпоративные институты интегрированы в социальные коллективы, а вторые не имеет собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений. Для конструирования социального института необходимо наличие двух элементов: общая идея, коллективные представления и структура (организация), необходимая для реализации общей идеи дела или предприятия.

Концептуальная основа теории институции — идея равновесия. Правопорядок уподобляется системе физического равновесия сил, и вся жизнь современных государств представляется как «бесчисленные социальные равновесия, соединенные в сложную и запутанную систему». Социальные институты рассматриваются как механизмы поддержания рыночной экономики в состоянии динамического равновесия. Особая роль при этом отводится корпоративным институтам, выполняющим регулятивную и ориентационную функции, осуществляемые посредством: определенной направляющей идеи, организации власти, совокупности норм, регулирующих внутренний распорядок.
Предметом публичного права, по мнению М. Ориу, является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство, т.е. режим одновременно политический, экономический и юридический, но также режим, который «овладевает нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную форму и становится средой, в которой существуют индивиды». Гражданская жизнь составляет объект воздействия государственного режима и характеризуется разделением между политической властью и частной собственностью, которые в первичных, догосударственных формах организации нации «всегда бывают слиты вместе». Это разделение происходит путем двух параллельных процессов - централизации права и централизации политической власти.

Централизация национального права сводится к тому, что установление правовых норм и санкций становится делом центральной политической власти и осуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью, т.е. судебной и административной. Юридическая централизация в отношении норм права возникает из замены обычая писаным законом. Публичная власть участвует в формальной процедуре установления законов и не участвует в установлении обычаев. Правовые отношения — область, в которой уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп и классов. Право, таким образом, уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом.

Государство рассматривается Ориу как корпорация «социальных услуг», «первая среди равных», наряду с другими институтами. Оно призвано обеспечивать достижение социального и экономического равновесия, направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой. «Государство — юридическая персонификация нации, приведенной к упорядоченному и уравновешенному режиму».

Идеи институционализма разрабатывал Морис Дю- верже в своих работах: «Методы политической науки», «Введение в политику», «Политические институты и конституционное право», «Республика граждан» и др. Дю- верже убежден, что само существование власти опирается на насилие и веровование. Решающее значение для власти имеет верование в необходимость существования власти вообще и в ее легитимность. Под легитимностью власти следует понимать внешнюю оценку ее деятельности, складывающуюся в общественном сознании под влиянием господствующего класса.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Основные идеи древнекитайского легизма изложены и грактате IV в. до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правители области Шан»), Основоположник легизма - Гунсунь Ян (390 338 гг. до н.э), известный под именем Шан Ян, служивший правителем области Шан во ...
    подробнее
      Немецкий государствовед Георг Еллинек (1851 — 1911, «Социально-этическое значение права, неправды, наказания», «Система субъективных публичных прав», «Общее учение о государстве») попытался соединить формально-догматическое понимание государства и ...
      подробнее
        Усиление феодальной эксплуатации, политическая раздробленность Германии (более 300 княжеств, земель и т.д.), установление княжеского абсолютизма, возникновение в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейских государств, ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com