поиск по сайту

Анархизм П. А Кропоткина


Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921, «Речи бунтовщика», «Анархия и ее философия», «Современная наука и анархия») рассматривал историю как цикличное и прерывистое развитие. Каждый цикл проходит определенные фазы развития: первобытное племя, сельская община, вольный город, государство. Государство выступает как финальная стадия цикличности развития любой цивилизации перед ее гибелью. Вслед за кризисом и гибелью общества наступает новый виток развития. Цикличное развитие человечества непрерывно, поэтому государство зарождаеЛя у разных народов в разное время.

Прогресс в развитии человеческого общества Кропоткин связывает с биосоциологическим законом взаимопомощи, который существует наряду с законом всеобщей борьбы. Государственная стадия общества является нарушением принципа взаимопомощи и разрушением солидарности людей. Государство, по мнению Кропоткина, мешает людям осуществлять свое право на свободу. Деятельность государства — это «бесконечно длинный ряд преступлений» и «поддержка эксплуатации и порабощения человека человеком».

В отличие от общества, которое естественно, постоянно, государство - случайно и искусственно. Смысл существования государства заключается в том, чтобы мешать личной предприимчивости, душить уже существующие вольности и мешать возникновению новых, чтобы подчинить народные массы ничтожному меньшинству. Все государства, независимо от своей формы, имеют эксплуататорскую сущность. Отрицательно оценивает Кропоткин и диктатуру пролетариата: «Будет ли представительное собрание состоять из рабочих или буржуа, пойдут ли в него даже социалисты-революционеры, оно сохранит все недостатки представительного собрания, так как эти недостатки зависят не от состава данного собрания, а присущи самой системе. Рабочее государство, управляемое выборным собранием, одно из самых зловредных мечтаний, внушенных нам воспитанием, признающим власть и авторитет».

Государство как причина всех общественных зол должно быть устранено социальной революцией, которая может вывести человечество из безнравственного царства насилия, созданного государством, и привести его в царство свободы. Революция рассматривается Кропоткиным не как бунт. В ее основе лежит солидарность и стремление к гармоничному общественному устройству. Кропоткин отрицает частную собственность, т.к. невозможно определить долю отдельного человека в создании совокупного общественного богатства. Наиболее справедливый экономический принцип — «все принадлежит всем».
Идеалом Кропоткина является анархия, где все отношения между людьми регулируются «взаимными соглашениями», не существует никакого владычества человека над человеком, обеспечены условия для развития личности, для реализации всеобщего равенства в правах. Анархия установится не сразу, а после своеобразного переходного периода, когда допускалось временное существование государственного федерализма. Революционный народ должен при помощи федеративного государства ликвидировать частную собственность во всех сферах, проводя экспроприацию, «возврат обществу того, что ему принадлежит по праву». Общественными должны стать не только земля и фабрики, но и одежда, жилища и т.д. После краткого переходного периода общество вступит в стадию анархии. Будущее общество - это коммуна, состоящая из ряда самоуправляющихся общин, которые добровольно объединяются в свободные федерации. Анархия — общество, где существуют дисциплина, порядок и разумная организованность, но все 'это идет снизу, а не сверху. Анархия Кропоткина основывалась на всеобщем труде и коммунальном производстве, свободном потреблении продуктов совместной работы.

Законы, установленные государством, по мнению Кропоткина, мешают развитию взаимной поддержки и равенства, неизбежно порождают злоупотребления («Много законов — много преступлений»). Поэтому законодательство - явление преходящее, классово-эксплуататорское. В новом обществе отношения между людьми будет определить свободная мораль, без принуждения и санкций, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая.

Кропоткин стремился избежать крайностей анархической доктрины, придать ей научный характер.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
    подробнее
      Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
      подробнее
        Томас Гоббс (1588—1679) — сын сельского священника и выпускник Оксфорда, работал гувернером в семействе лорда Кавендиша, графа Девонширского, некоторое время наставлял в науках наследника английского престола — будущего короля Карла II Стюарта. К ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com