поиск по сайту

Юридический позитивизм в России (Г.Ф. Шершеневич)


Гавриил Феликсович Шершеневич (1863-1912 гг., «Общая теория права») — известный русский юрист, профессор Казанского университета отстаивал формально- догматическое понимание права. Методологической основой учения Шершеневича выступают позитивизм, идеи социал-дарвинизма, психологической концепции права. Шершеневич выдвигает антропологическую гипотезу, в которой за отправную точку берется умозрительно изолированный от общества человек, «имеющий и отстаивающий свое особое бытие». В основе деятельности человека лежит инстинкт самосохранения.

Данное положение подтверждается тем, что приобретенные индивидом в результате социализации свойства имеют тенденцию к разрушению при ослабевающем воздействии общественной среды. Общество формирует у индивида социальные потребности (общение с другими людьми), которые наряду с физическими (одежда, пища, жилище) и психическими (познание, творчество) способствуют общественному проявлению инстинкта самосохранения. На одном из этапов исторического развития происходит появление совокупности индивидов, обладающей специфическими признаками: общий интерес, сотрудничество, организация (общество). Сплоченность, способность к выживанию возникшего общественного объединения зависят от преобладания общих интересов над частными.

Смысл общественной жизни заключается в установлении согласованности между обществом и личностью, взаимодействие которых проявляется по преимуществу во взаимной борьбе. Важнейшее место в системе отношений «личность - общество» занимают право и государство. Исторически и логически государство предшествует праву. Государственная власть зарождается первоначально в целях обеспечения внешней безопасности, а затем переходит к внутреннему управлению. В результате судебной практики, осуществляемой вождем военно-политической организации, выделяется особая группа норм, гарантируемых государственным принуждением. Шершеневич понимает право формально-позитивистски, как закон, требование государства. В основе соблюдения права лежит страх перед угрозой наказания. Данный фактор определяет остальные мотивы правового поведения (совесть, чувство законности, сознание собственного интереса), являющиеся трансформированной модификацией человеческого эгоизма. Право всегда выражает интересы властвующих, является итогом борьбы эгоизма власти и подвластных. К сущностным чертам права Шершеневич относил следующие: право предполагает поведение людей, обладает принудительным характером, право всегда связано с государственной властью.

Государство, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом». Государство не связано правом, стоит над правом, государственная власть есть сила, а не право. Но государственная власть отлична от произвола. Шершеневич развивает идею самоограничения государственной власти правом. Государство, установив нормы, обязано само их соблюдать или фактически считаться с ними. Это необходимо для поддержания относительной стабильности политического режима. Основной тенденцией развития государства в XX в. должно стать дальнейшее нарастание его социальных функций, отказ от либерально-охранительного понимания государства как «ночного сторожа». Государство само заинтересовано в увеличении благосостояния своих граждан, поэтому оно должно способствовать развитию экономики, а также оказывать помощь слабейшим посредством социального законодательства.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Изменение политического режима при Александре I (1801-1825 гг.), ознакомление с политическими реформами, произошедшими в странах Западной Европы, привели к оживлению реформаторской мысли в России, образованию различного рода тайных обществ, целью ...
      Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677 гг.) родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, после острого конфликта с религиозной общиной был подвергнут великому отлучению. Свои взгляды изложил в произведениях: «Богословско-политический трактат», ...
        Владимир Мономах (1053—1125 гг.) свою мировоззренческую позицию изложил в сочинении, вошедшем в историю русской литературы под названием «Поучение» (текст дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи). Поучение адресовано детям Владимира, а в ...
          Предметом дисциплины «история политических и правовых учений» является история возникновения и развития научных познаний о государстве, праве, политике и законодательстве, исторических путях развития политических и правовых теорий. Это различные ...
            Иван Тихонович Посошков (1652—1726 гг.) родился в дворцовом селе Покровское, что на Яузе в купеческой семье. Итогом его многочисленных путешествий по России стала адресованная царю Петру «Книга о скудости и богатстве», где Посошков выясняет причины ...
              Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931 гг., «Введение в изучение права и нравственности», «Основы эмоциональной психологии» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности») закончил юридический факультет Киевского университета, ...
                Завершение формирования механизма сдержек и противовесов трех ветвей власти в США связывают с решением Верховного суда в 1803 г. по делу «Марбери против Мэдисона», председателем которого был Джон Маршалл (1755-1835). Маршалл разбирал жалобу Мэрбери, ...
                  Николай Александрович Бердяев (1874—1948, «Судьба России», «Философия неравенства», «Царство Духа и царство Кесаря») окончил юридический факультет Киевского университета, в 1922 г. был выслан из России. В своей христианской философии с позиций ...
                    Радикальное течение общественной мысли в России было представлено «русским (крестьянским) социализмом». Видными представителями русского утопического социализма стали А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Александр Иванович Герцен (1812—1870, «О ...
                      Данте Алигьери (1265-1321)— итальянский поэт- юрист, автор «Божественной комедии», выразитель интересов флорентийских пополанов (торгово-ремесленных кругов). Свои идеи о создании централизованного национального государства Данте изложил в трактате ...
                        Одним из первых политических трактатов Киевской Руси является «Слово о Законе и Благодати» Иллариона (сам Илларион называет свое произведение «О законе Моисеем данном, и о Благодати и Истине, Христом бывшим, Повести си есть»). В историю православной ...
                          Леон Дюги (1859-1928 гг., «Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права», «Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства») — французский юрист, социолог, профессор юридического факультета г. ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com