поиск по сайту

Теократическая утопия В. С. Соловьева


Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) — создатель теократической утопии, автор большого числа религиозно-философских сочинений: «Россия и Вселенская церковь», «Оправдание добра», «Русская идея», сборник статей «Национальный вопрос в России» и др.

На формирование политических взглядов Соловьева оказали влияние идеи западноевропейской философии, средневековая концепция «Москва — третий Рим», взгляды славянофилов. Соловьев обращался к римскому папе Льву XIII, пытался донести свои замыслы до императоров Александра II и Александра III с целью осуществления своих либеральных теократических идей.

Особенность политических воззрений Соловьева состоит в том, что он не мыслит существования человека, общества, государства без церкви.

В основе христианской философии Соловьева лежит два исходных компонента: теория всеединства (Бог и сотворенный им мир представляют собой взаимопроникающее единое целое) и учение о Богочеловечестве (связующим звеном между Богом и миром служит София, мировая душа, проявляющаяся в человеке. Богочеловечество и есть человечество, вернувшееся к Богу). Цель мировой истории — появление Богочеловечества, достижение человечеством Царства Божия.
Процесс организации теократии Соловьев предлагает начать с объединения католической и православной церквей с центром в Риме и передачи светской власти русскому царю. Создание вселенской церкви должно прекратить вражду между народами. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., по мнению Соловьева, произошло исключительно по политическим причинам. Объединение церквей должно произойти в Риме под эгидой католицизма, поскольку это религия действующая, а не молящаяся, это единственная подлинно интернациональная религия, не зависящая от национальных государств, носящая вселенский характер.

В деле создания теократии России отводилась мессианская роль, поскольку: 1) русский народ религиозен и склонен к мистике, является богоизбранным; 2) русский народ всегда тяготел к образованию великой национальной монархии; 3) российская монархия представляет собой огромный и сплоченный организм, способный решать грандиозные задачи. Все эти качества существуют в идеале и не характерны для императорской России, которая является царством Антихриста. России необходимо преодолеть недостатки порабощения государством церкви и национализма, и тогда она сможет исполнить свою мессианскую роль. Основной смысл «русской идеи» состоит в том, чтобы, отвергнув национальный эгоизм, стать подлинно христианским государством,'объединить все народы во всемирную теократию, дать вселенской церкви политическую власть, необходимую ей для спасения и возрождения всего мира.

Именно в условиях теократии реализуются христианские нормы, свобода и любовь станут основой взаимоотношений людей, восторжествует социальная справедливость.

Теократия включает три элемента: церковь, государство и пророков.

Церковь — основной элемент теократии, все социальные институты и процессы подчиняются церкви в лице римского папы. Государство должно принять форму монархии, которая в наибольшей степени соответствует иерархической структуре вселенской церкви. Власть главы государства понимается как особое служение Богу. В управлении государством монарх руководствуется личной нравственной установкой, религиозной нормой и мнением церкви. Главная задача государства — приближение Царства Божьего, подготовка человечества к переходу в состояние Богочеловечества. С этой целью государство обязано бороться с мировым злом (посягательство одной нации на существование или свободу другой; угнетение одного класса другим; преступления, совершаемые частными лицами). Поэтому в христианском государстве запрещены завоевательные войны, гражданское и экономическое рабство и применение уголовного наказания, основанного на чувстве мести. Для разрешения противоречий между светской и церковной властями необходимы пророки — «вершина стыда и совести народа».

Соловьев придерживается принципа «симфонии властей». Глава христианского государства считается духовным сыном первосвященника, послушным членом церкви, но юридически от нее независимым.

Рассматривая государство с общесоциологических позиций (вне теократии), Соловьев определяет его как воплощенное право, реализованную человеческую солидарность. Государство есть договор, воплощенная справедливость, равновесие общественных интересов. Существенным признаком государства мыслитель считает его светский характер.

Соловьев является сторонником теории естественного права, вытекающего из божественной и нравственной природы человека, которые должны обеспечиваться при помощи принудительной силы государства. «Право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». В праве сочетаются частные и общественные интересы.

Соловьев уделяет внимание проблеме войны, считая ее относительным злом, т.к. она выступает средством установления мира. В будущем человечество ожидает последняя глобальная война между Европой и монгольской Азией (прежде всего Китаем), в которой победившая сторона установит окончательный мир во всем мире.

Соловьев является сторонником правового государства, основанного на жестком принципе соблюдения законности, отстаивает основные постулаты социального государства. Политико-правовые взгляды Соловьева представляют собой попытку соединить либеральные ценности с идеями средневекового христианства.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Чезаре Беккариа (1738-1794 гг.) - один из представителей итальянского Просвещения, который в своей работе «О преступлениях и наказаниях», опубликованной в 1764 г., впервые дал критический обзор всей системы существовавшего уголовного ...
      Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина Третьякова, окончил Влади- миро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto — ...
        Появление философского понимания государственно- правовых явлений на Востоке обусловлено, прежде всего, развитием естественных наук (медицина, география, астрономия, математика и т.д.), а также широким распространением переводов философских ...
          Самые ранние представления о государстве и праве возникают в Древнем Египте. Эти взгляды не носят теоретического характера и не оформлены в политико-пра- вовые концепции, являются органической частью религиозно-мифологического мировоззрения. ...
            Основатель моизма Мо-цзы (479—400 гг. до н.э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступал с обоснованием естественной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Из 71 ...
              Взгляды первых христиан получили распространение в I в. н.э. в восточных провинциях римской империи. Они содержались в четырех евангелиях и «Откровении Иоанна Богослова» (Апокалипсисе). Христианство представляло собой принципиально новую религию, ...
                В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация (лат. reformatio — преобразование, перестройка) — массовое движение против католической церкви, выступающее против привилегий духовенства и роскоши религиозного культа. Начало ...
                  Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944, «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», «Свет невечерний. Созерцания и умозрения») — богослов, философ, был депутатом II Государственной думы, в 1922 г. был выслан из Советской России, жил в ...
                    Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) — американский просветитель, составитель проекта Декларации независимости США, президент США (1801-1809). Наиболее известные произведения Джефферсона: «Общий обзор прав Британской Америки» (1774), «Декларация ...
                      Английская буржуазная революция XVII в. ознаменовала собой отход от феодализма и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений. Каждая из общественных групп, принимавших участие в революции, выставила свои политические программы. ...
                        Изменение политического режима при Александре I (1801-1825 гг.), ознакомление с политическими реформами, произошедшими в странах Западной Европы, привели к оживлению реформаторской мысли в России, образованию различного рода тайных обществ, целью ...
                          Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677 гг.) родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, после острого конфликта с религиозной общиной был подвергнут великому отлучению. Свои взгляды изложил в произведениях: «Богословско-политический трактат», ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com