поиск по сайту

Политико-правовые взгляды Фридриха Ницше


Фридрих Ницше (1844-1900 гг., «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла») — немецкий ученый, автор аристократической теории государства и права. Ницше впервые дал развернутую характеристику европейского нигилизма. Пора переоценить старую систему ценностей. Поскольку «Бог умер», в центр новой системы ценностей следует поставить человека. Философия Ницше - это «философия жизни», совокупность приведенных в систему представлений о смысле и ценности жизни. Жизнь — не дух и не материя, а нечто стоящее над тем и другим, иррациональная стихия, сущность которой заключена в воле к власти. Сущность воли к власти заключается во властвовании над самим собой, а также придании всему цены. Ценность — наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить. Единственный смысл, цель, которая оправдывает существование человечества, — сверхчеловек. Мир, по Ницше, иррационален, хаотичен, неупорядочен, лишен какой-либо закономерности и в этом смысле неразумен, поэтому приписывать ему юстицию, некий высший смысл, особенно божественный, - коренное заблуждение прежних юристов. Иррациональное бытие сводится к соперничеству между борющимися волями к власти. Все живые существа, начиная с клетки и кончая человеком, Ницше рассматривал как иерархию сил, соперничающих друг с другом в борьбе за господство. Общество — скопище индивидуумов, отличающихся от животных только известной степенью интеллекта, способностью сознавать и оценивать свои поступки.

Краткая биография Ф. Ницше

Воля к власти имеет как количественные, так и качественные измерения. В человеке соединяются творение и Творец: в нем есть материя, грязь, безумие, хаос, но есть и творчество, созидание. Первые качества присущи простым людям, создающим «низменные» материальные блага, вторые присущи аристократии, творящей за счет изнуряющего труда простых людей «высшие» культурные и духовные ценности. Воля к власти у избранных — созидающая, а у трудящегося большинства — разрушающая. Первые (аристократия) — единственный смысл и цель человеческого существования, истинные повелители по духу и по происхождению, вторые — лишь материал для их творчества. Существование кастового, рангового общества — высший закон. Положение человека ставится в прямую зависимость от воли к власти, которой природа наделяет человеческие индивиды. Чем большей волей к власти одарен индивид, тем ярче выражен в нем инстинкт к господству, тем выше ценность. Тот, кто не может повелевать, должен повиноваться. Ницше приходит к биологическому обоснованию кастовых идеалов. В каждом обществе существует три биологических типа: 1. гении (немногие), 2. исполнители воли гениев (царь, воины, судьи и др. блюстители законов), 3. прочая масса посредственных людей. Творцом ценностей и созидателем новых правовых форм может быть только слой, одаренный могучим инстинктом повелевать, то есть господствующая уже аристократия.

Всемирная история является ареной борьбы двух типов воли: воли к власти сильных (господ) и воли к власти слабых (рабов). Ницше формулирует идею «вечного возвращения» и призывает немцев к созданию новой аристократии, основанной на патриотизме и идее мирового господства.
Рассматривая вопрос о происхождении государства, Ницше отвергает теорию общественного договора и утверждает, что государство возникло в результате насилия, подчинения сильными (сверхчеловеками) слабых. Между государством и сверхчеловеками постоянно возникают конфликты, связанные со стремлением государства обеспечить всеобщее благополучие, нивелировать гениев, продуцировать вялых личностей. Ницше различает два типа государственности: аристократический («теплицы» для высокой культуры и сильной породы людей) и демократический (упадочная форма государства).

Ницше критикует либерализм, указывая, что появление представительных учреждений — симптом упадка «здоровых форм жизни». Государство, по Ницше, - «железные тиски», сдавливающие общество так, чтобы могла начаться дифференциация общества. Господствующий класс должен раз и навсегда покончить с либерализмом, демократизмом и социализмом, воспитать в себе волю к традиции, авторитету, ответственности за целые столетия. Из этой воли должно родиться идеальное государство вроде Римской империи или русского самодержавия. Основными задачами государства являются полицейские функции, охрана собственности, торговли, семьи и кастовой сословности, а во внешней сфере — война и завоевания.

Право у Ницше также вторично, производно от воли к власти. Право — это рефлекс воли к власти, который несет на себе отпечаток неравенства аристократического строения общества. Возникновение права связано с насилием и войнами: «Сила дает первое право, и нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием». Право потому и существует, что существует неравенство, которое справедливо. Произвол же заключается в притязании людей на равные права. Устоявшееся право в обстановке сформировавшегося правопорядка фиксирует результаты войны различных воль к власти и, следовательно, предполагает некое соглашение, некоторый договор борющихся сил. В этом смысле право характеризуется Ницше как признанная и засвидетельствованная власть.

В будущем, предрекал Ф. Ницше, в Европе установится абсолютное господство «новой аристократии» над укрощенными рабами, господство, не мыслимое им без цементирующего «германского элемента». Понятие «раса» Ницше толкует как социально-политическую, нежели национально-этическую характеристику. Сильная раса - это особая порода властвующих, аристократические господа, а слабая — жизненно слабые и подневольные. Необходимость и неизбежность объединения Европы Ницше выводит из воли к власти, то есть из борьбы между реальными и возможными претендентами на господство в этой зоне Земного шара. Объединению Европы должна предшествовать большая война. Без войны человечество добреет, изнашивается, мельчает, стареет, морально умирает. Поэтому всякое «здоровое» общество должно строиться по принципу устава военной школы, т.к. только поддержание милитаристского государства является самым надежным средством сохранить великую традицию, утвердить господство высшего типа человека. Ницше видел в немцах тот народ, который, подобно римлянам и евреям в прошлом, сформирует «новый порядок жизни».

Оценки творчества Ф. Ницше весьма противоречивы. Ницше оказал большое влияние на неофашизм, который воспринял его идеи о сверхчеловеке, о расе господ и рабов, «понимающую социологию» М. Вебера, христианскую философию Н.А. Бердяева и др.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Австрийский социолог и государство вед Людвиг Гумплович (1838—1909, «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства», «Общее государственное право»), используя методологию позитивизма, с позиций социологии рассматривает проблемы, ...
      Социологическая юриспруденция, возникшая в Западной Европе, получила широкое распространение в США, что объясняется спецификой правовой системы, признанием прецедентного права. Роско Паунд (1870—1964, «Юриспруденция») был деканом Гарвардской школы ...
        В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь. Ереси условно можно подразделить на три вида: носившие преимущественно ...
          Структура политико-правовой доктрины включает в себя: 1) методологический блок (приемы и методы исследования конкретного мыслителя, мировоззренческая основа); 2) содержание (решение или оригинальное освещение политико-правовых проблем); 3) ...
            Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) — создатель теократической утопии, автор большого числа религиозно-философских сочинений: «Россия и Вселенская церковь», «Оправдание добра», «Русская идея», сборник статей «Национальный вопрос в России» и др. ...
              Углубляющийся кризис юридического позитивизма, переосмысление многих жизненных ценностей после Второй мировой войны привели к возрождению интереса к естественно-правовым теориям, что во многом было обусловлено стремлением демократических кругов ...
                Эдмунд Берк (1729—1797) — один из родоначальников консервативной юриспруденции (термин «консерватизм» впервые употребил французский писатель начала XIX века Ф. Шатобриан). Берк — ирландец, сын адвоката, работал секретарем парламентария Гамильтона, а ...
                  Роберт Оуэн (1771-1858, «Доклад к графству Ленарк», «Книга о новом нравственном мире», «Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумия к разумности») — видный английский теоретик коммунизма. Критикуя ...
                    Аврелий Августин (354-430 гг.) - епископ Гиппона (Северная Африка), обосновавший в своих произведениях «О граде Божием», «О свободной воле» основные положения христианской концепции истории человечества. Все социальные, государственные и правовые ...
                      Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.) родился в Штутгарте, окончил Тюбингенский теологический институт, был профессором философии в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», ...
                        Гуго Гроций (1583—1645 гг.) родился в голландском городе Дельфте, в 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете, в 24 года был назначен генеральным адвокатом Голландии. Наиболее известные работы: «О праве добычи» (где Гроций ...
                          Джон Локк (1632—1704 гг.) родился в семье адвоката в г. Рингтон, закончил Оксфорд, был домашним врачом, воспитателем детей, секретарем лорда Эшли Купера, графа Шефтсбери. Его произведения: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com