поиск по сайту

Дуалистическая теория государства Г. Еллинека


Немецкий государствовед Георг Еллинек (1851 — 1911, «Социально-этическое значение права, неправды, наказания», «Система субъективных публичных прав», «Общее учение о государстве») попытался соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией.

Еллинек рассматривает государство как феномен субъективного сознания, с одной стороны, относящийся к сфере сущего (эмпирически существующего), а с другой - к сфере должного (идеального). В связи с этим, Еллинек различал социальное учение о государстве и учение о государственном праве: государство как социальное явление представляет собой обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей; правовое понятие того же государства сводится к «корпорации» (юридическая личность). Корпорация обладает государственной властью, суверенитетом, специальными органами, территорией, населением. Однако синтез двух подходов к государству все же не позволил объяснить противоречия, возникающие между единством государства как юридической личности и социальной разобщенностью интересов народа, образующих эту юридическую личность.

Г. Еллинек придавал большое значение принципу легитимности, т.е. обоснованию правомерности властных решений и добровольности их выполнения государством. Повиновение населения велениям государства обеспечивается там, где к фактическим отношениям господства присоединяется их психологическое признание подвластными как нормативных отношений. Таким образом, правовой характер власти, ее прочность обеспечиваются нормативным сознанием.

Право также рассматривается в нормативном и социальном аспектах. Еллинек отличает писаную конституцию от фактической, создаваемой тем фактическим распределением социальных сил, которое существует в каждом государстве независимо от писаных правоположений. Право является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами.
Право в юридическом смысле — «совокупность исходящих от внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного отношения лиц друг к другу». Говоря о праве в социальном аспекте, Г. Елли- нек замечал, что положительность права в конечном счете основана на средней, типической убежденности народа в том, что это есть право действующее: «право существует только в нас самих, оно есть функция человеческого общения и потому должно опираться на чисто психологические элементы».

Немецкий мыслитель считал, что в прошлом существовали классовые господства, основанные на привилегированном политическом положении части народа. В настоящее время отсутствуют замкнутые господствующие классы, поэтому государство является представителем общих интересов своего народа. Еллинек выступает за правовое государство, обладающее эффективным механизмом гарантий прав и свобод индивида, против государственного вмешательства в частную сферу. Обосновывает теорию правового самоограничения государства: государство связано создаваемыми им нормами права и определенными нормами международного права. Оно должно выражать согласованную волю. Обеспечить целевое единство интересов различных социальных групп может, по Ешшнеку, представительное парламентское правление. Парламент должен выражать в законах единую согласованную волю народа.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
    подробнее
      Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
      подробнее
        Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
        подробнее




        © 2006-2020 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com