поиск по сайту

Социологическая теория государства Л. Гумпловича


Австрийский социолог и государство вед Людвиг Гумплович (1838—1909, «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства», «Общее государственное право»), используя методологию позитивизма, с позиций социологии рассматривает проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организацией и ролью государства. Главным фактором эволюции социальной жизни является борьба за существование. Между различными человеческими группами идет постоянная борьба. Каждая группа стремится подчинить себе другую и установить над ней господство. Борьба между различными социальными группами объясняется расовыми различиями (раса рассматривается не как биологический, а как социокультурный феномен), а также стремлением людей к удовлетворению своих материальных потребностей. В самую отдаленную эпоху конфликты между отдельными родами за овладение тем или иным имуществом завершались уничтожением побежденной группы, а оставшиеся в живых превращались в рабов. Победителями становились расы с более высокими интеллектуальными способностями и лучшей воинской дисциплиной. Для того, чтобы удержать в повиновении завоеванные племена, завоеватели образуют государство. Таким образом, государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы (побежденных) другой группе (победителей). Гумплович не согласен с тем, что государство - орган умиротворения, примирения противоречивых интересов. Это, прежде всего, орган принуждения, насилия. Поскольку всю деятельность любого государства обусловливает в первую очередь потребность охранять и укреплять отношения господства-подчинения, государство определяется как «естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок». Гумплович увязывает проблемы развития государства и права со зрелостью общества и выделяет два этапа в их эволюции: государство племени (основывается на физическом насилии) и государство класса (характеризуется экономическим господством одного класса над другим).

Буржуазное государство, по мнению Гумпловича, постепенно эволюционирует в надклассовое, проводящее активную социальную политику. Для «современного культурного государства» характерен режим либеральной демократии (парламентаризм и участие всех социальных групп в решении государственных дел); равноправие граждан и законность; обеспечение всеобщего народного благосостояния в материальной и духовной сферах.

Гумплович убежден, что «сила идет впереди права». Факт насилия одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Право выступает «лишь воплощением предписаний государственной власти», изнутри оно наполнено нравственностью, которая служит ему неиссякаемым источником. В догосударственном состоянии не было никакого права, только отражаясь в государственных законах, нравственность становится правом. Гумплович отрицает наличие «неотчуждаемых прав человека», право исходит лишь от государства.

В историю политико-правовой мысли Гумплович вошел, прежде всего, как автор теории насилия.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Джон Локк (1632—1704 гг.) родился в семье адвоката в г. Рингтон, закончил Оксфорд, был домашним врачом, воспитателем детей, секретарем лорда Эшли Купера, графа Шефтсбери. Его произведения: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», ...
      Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии права. Наиболее известные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Идея истории во всемирно-гражданском плане», ...
        Марксизм как новое мировоззрение возник в 40-х гг. XIX в. и был создан немецкими философами Карлом Марксом (1818-1883 гг., «Восемнадцатое брюмера Луи Бонопарта»; «Критика Готской программы»; «Манифест Коммунистической партии» (в соавторстве с ...
          С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530—1596 гг.) — юрист, представитель от третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. В сочинениях «Шесть книг о государстве», «Метод легкого познания ...
            Ибн-Хальдун вошел в историю как автор трехтомной работы «Большая история» (которая также известна под названием «Книга назиданий» или «Книга поучительных примеров»), Ибн-Хальдун стремился выявить закономерности развития государства и общества. ...
              Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - знаменитый римский оратор, изложивший свои взгляды в работах: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Был квестором, членом Совета, эдилом, претором и консулом. Руководил подавлением заговора ...
                Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг., «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции») — представитель неокантианства, отрицающий причинную обусловленность явлений общественной ...
                  Платон (Аристокл, 427-347 гг. до н.э.) был уроженцем очень знатного афинского рода, в молодости (407— 399 гг. до н.э.) был учеником Сократа, после смерти которого покинул Афины. Вернувшись в Афины в 387 г. до н.э., приобрел рощу Академа и основал ...
                    В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом коллегии жрецов (понтификов). Юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия, который около 300 г. до н.э., будучи ...
                      Политико-правовая идеология арабского Востока формируется под воздействием ряда факторов. В VII в. на Аравийском полуострове начинается разложение родоплеменного строя и зарождение феодальных отношений. Разрушаются патриархальные устои жизни ...
                        Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830) — духовный отец либерализма на европейском континенте 202 («Курс конституционной политики», «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей»). Основное положение теории Констана — ...
                          Политические и правовые учения (теории) появились в результате продолжительного существования раннеклассовых обществ и государств на Востоке и Западе нашей планеты. Политико-правовая мысль у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com