поиск по сайту

Органическая теория Г. Спенсера


Герберт Спенсер (1820—1903 гг.) является автором всеохватывающей философской системы, которая описана в «Синтетической философии» в 3-х частях («Основания биологии», «Основания психологии» и «Основания социологии»), В 1851 г. Спенсер опубликовал свою теорию эволюции («принцип выживания умелого»). Мыслитель проводит аналогию политически организованного общества с организмом. Общество — своеобразный организм, сложный агрегат, развитие которого подчиняется общему закону эволюции. Для общества и биологических организмов характерны общие закономерности: переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация). Сложные группы Спенсер называл «агрегатами». Государство подобно политическому агрегату — биологическому организму, где каж дый орган призван выполнять определенную функцию. Поэтому подобно живому организму государства возникают, размножаются, стареют и гибнут. Вместе с тем, Спенсер отмечает, что сравнение социально-политических функций государства с частями и функциями живого тела делается им «только потому, что аппараты и функции человеческого тела доставляют нам лучше всего знакомые иллюстрации аппаратов вообще» и что «...единственная общность между двумя сравниваемыми нами родами организмов есть общность основных принципов организации».

Рассматривая вопрос о происхождении государства, Спенсер утверждал, что первоначальная политическая дифференциация возникает из семейной, когда мужчины становятся властвующим классом по отношению к женщинам; одновременно происходит дифференциация в классе мужчин, которая приводит к политической дифференциации по мере возрастания числа обращенных в рабство и зависимых лиц в результате захватов и увода в плен. Причиной образования государства являются захватнические войны, подчинение одних обществ другими, поскольку вместе с расширением практики завоеваний усложняется и классовая структура — появляются сословия. Таким образом, процесс образования государства рассматривается как результат политической эволюции общества как организма, который связан с политической интеграцией и политической дифференциацией (органическая теория).

Спенсер анализирует две стадии развития и два типа социально-политических организмов: военные (хищнические) и промышленные (индустриальные). Суть социально-политического прогресса состоит в постепенном переходе от военного типа государства к промышленному. Спенсер отмечает, что в чистом виде ни один из типов, как правило, не встречается.

Основными признаками военного типа общества являются государственный централизм, иерархия индивидов и повсеместное принуждение. Военный тип общества характеризуется принудительной кооперацией; вся жизнь данного общества подчинена военным нуждам; население делится на воюющую и невоюющую части; личность поглощается обществом, на первое место ставятся цели общества, а не личности; социальная организация осно- i»;ina на строгой иерархии (поэтому существует юридическое неравенство) и подчинении; государство стремится контролировать все стороны жизни народа (в том числе и домашнюю жизнь); объективное право существует в виде системы запретов и приказов; не существуют какие- либо частные союзы; господствует хозяйственная замкнутость и т.д. Тип государства Спенсер увязывает с характером граждан. Чтобы обеспечить себе успех на войне, члены военного государства должны обладать большой физической силой и мужеством, им необходимо патриотическое чувство. Членам военного общества привиты покорность и верноподданичество, а привычка автоматического повиновения командиру на войне простирается и на гражданские дела, лишает возможности проявить свои способности и личную инициативу.
По закону эволюции военное общество сменится обществом промышленного типа (в чистом виде в истории еще не встречалось). Спенсер отмечает, что для этого типа государства характерна система договора, действует формальное равенство, принцип равенства всех перед законом, социальный контроль сводится к запрещению (т.е. власть предписывает своим членам лишь то, что они не должны делать); свободное развитие торговли и промышленности; неприкосновенность частной собственности; разнообразие всякого рода коммерческих и иных ассоциаций и т.д.

Государство промышленного типа создано для того, чтобы обеспечивать права граждан. Индустриальный тип государства характеризуется идеологией индивидуализма, т.е. отстаиванием свободы от государственной власти. Члены промышленного типа общества уважают право частной собственности и личную свободу других людей; исчезают раболепие, псевдопатриотизм и шовинизм, присущие военному государству, ощущается меньшее подчинение авторитету властей и т.д. Один из главных принципов промышленного общества — экономический либерализм. Спенсер считал всеобщее благо, заботу об обездоленных нереалистической целью для государства, предпочитал предоставить каждому гражданину самому позаботиться о себе, отводя правительству охранительную роль.

Спенсер критикует социализм, отмечая, что организация труда в масштабах общества и подчинение личных интересов общественным приведут к расширению сферы принуждения, вызовут к жизни многочисленную и всесильную бюрократию, которая консолидируется, укрепит свою власть и превратится в новую аристократию.

По мнению Спенсера, государство не является творцом права: «не законодательство есть источник права, а право есть основа законодательства». Применяя теорию эволюции к праву, английский философ выделял: обычное право первобытных племен (характеризуется значительной неизменностью, воплощает привычки предков, передается по каналам внушения, возникает до появления какой-либо политической организации); священное право (предполагает существование политической организации общества; представляет собой приказы правителей, признанных божественными; обеспечивается действием религиозных санкций); человеческое право (основано на авторитете к людям, издавшим его; в военных обществах обеспечивает иерархию, а в промышленных — равенство и согласование индивидуальных интересов).

Взгляды Спенсера оказали заметное влияние на развитие социологии и политической науки. Спенсер является одним из родоначальников органической


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История политических и правовых учений

    Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
    подробнее
      Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
      подробнее
        Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com