поиск по сайту

Учение о праве Р. Штаммлера


Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг., «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции») — представитель неокантианства, отрицающий причинную обусловленность явлений общественной жизни. Он критикует материалистическую концепцию истории, отмечая, что в марксизме отсутствует критическое рассмотрение и доказательное, развернутое объяснение используемых ключевых понятий: общество, экономические феномены, общественный способ производства и др.; марксизм не раскрывает, какую степень необходимости он признает за грядущими преобразованиями права; простое же прозрение в ожидаемый ход развития не может заменить систему научных аргументов.

Штаммлер развивает телеологический подход к праву (телеология - учение о целесообразности человеческой деятельности). «Общественная жизнь людей» всегда урегулирована внешним образом — правом, или конвенциональными нормами (социальные нормы, выработанные на основе добровольного соглашения сторон). Поэтому при анализе права следует отличать регулирующую форму правового, или конвенционального, характера от регулируемой материи — совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей. Право представляет собой специфический комплекс нормативных предписаний, особый внешний регулятор совокупной социальной деятельности. Оно играет определяющую роль постольку, поскольку без него физически не может существовать социальная деятельность индивидов. Право и «социальное хозяйство» не противостоят друг другу как два самостоятельных и независимых друг от друга явления. Они — необходимо связанные элементы, стороны одного и того же предмета - социума. По мнению Штаммлера, «право не существует само для себя, так как каждое из его положений неизменно направлено уже на определенный способ совокупного действия», а «социальное хозяйство» не представляет собой «самостоятельно и отдельно существующей вещи, на которую правовое регулирование должно воздействовать по времени позднее». Штаммлер стремился выработать «высшее понятие права» как некоего содержания познания. Право — «ненарушимое самовластное регулирование социальной жизни людей». Он хотел отграничить «правовое» как «самовластное воление» (притязание на господство над подчиненными праву индивидами независимо от их согласия либо несогласия) от норм нравственности; размежевать «право» и «произвол» (действия законодателя, противоречащие общим принципам права, общим интересам); выделить как основной признак права его «не- нарушимость», т.е. стремление предписывающего норму самому быть связанным ею; право наличествует, пока такая зависимость существует в равной мере для подчиненного и для того, кто норму установил, пока она одинаково обязательна для них обоих. Юридические нормы возникают, устанавливаются и начинают действовать независимо от государственной организации. «Нельзя одобрить воззрения, — говорит немецкий теоретик права, — что право есть социальное правило, за которым стоит сила. Подобное отождествление права и фактической силы неправильно». Не всякое социальное предписание власти имеет юридический характер, а только часть из них. Делит право на справедливое и несправедливое. Нет правовых положений, являющихся раз и навсегда только справедливыми или исключительно несправедливыми в любых ситуациях. «Безусловно действуют лишь формальные условия...». Сумма этих формальных условий, набор наиболее абстрактных признаков, с помощью которых охватывается и квалифицируется весь «изменяющийся и изменчивый правовой материал», образует своего рода «естественное право». Естественное право, по мнению Р. Штаммлера, — это «путеводная звезда» законодателя для усовершенствования позитивного права. Прогресс общества определяется абстрактным правовым идеалом: «Это было бы такое социальное общество, каждый член которого в своих общественных решениях и поступках руководился бы только объективно правомерными соображениями, - общество свободно хотящих людей». Поэтому право должно быть справедливым для данных условий общежития, т.е. «правильным правом».

Таким образом, Штаммлер вводит в систему своих правовых воззрений принцип развития, воплощением которого выступает «естественное право с меняющимся содержанием».




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    В середине XVIII в. под псевдонимом Морелли (около 1715 — ?) было опубликовано несколько произведений, посвященных социально-политическим проблемам («Базилиада», «Кодекс природы, или истинный дух ее законов»). В «Кодексе природы» описывается проект ...
      Фридрих Ницше (1844-1900 гг., «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла») — немецкий ученый, автор аристократической теории государства и права. Ницше впервые ...
        Юрий Крижанич (1618—1683 гг.) родился в Хорватии, получил духовное образование. В 1659 г. поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу, а в 1661 г. по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск. В Москву возвратился в 1676 ...
          Андрей Курбский (1528-1583 гг.) принадлежал к знатному княжескому роду Рюриковичей. Его взгляды изложены в различных посланиях, а также в «Истории о великом князе Московском». Курбский был глубоко религиозным человеком, поэтому все его ...
            Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.) стоит у истоков спора между славянофилами и западниками, является автором восьми «Философических писем», «Апологии сумасшедшего». После публикации первого письма в 1836 г. в журнале «Телескоп» его автор был ...
              Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — самый знаменитый ученик Платона. Наиболее известными произведениями Аристотеля являются «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая у ...
                Джон Адаме (1735-1826) - второй президент США, противник правления большинства, один из предтеч современного консерватизма («В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки»). Государство и право выводил из природной ...
                  Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) — идеолог теории стяжания, автор «Просветителя, или обличения ереси жидовствующих», Духовной грамоты, посланий различным людям. В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестяжательство как на личную жизнь монахов, ...
                    Нестяжательство — это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI в. Названия «нестяжатели» они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали ...
                      Автор «Моления Даниила Заточника» — бывший дружинник князя, впавший в немилость. Адресат данного послания вызывает споры. Среди наиболее вероятных адресатов указывают Юрия Долгорукого (90-е гг. XI в.— 1157 гг.), Андрея Владимировича (1102—1141 гг.) ...
                        Иван IV (1530-1584 гг.) сформулировал теорию «православного христианского самодержавия». Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому (всего было написано 2 письма, князем в ответ — 3) видно, что начало власти царь вел от Владимира Святого. С ...
                          К началу XVIII в. тенденция к превращению сослов- но-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Преобразования Петра I находили свое обоснование в политических теориях его современников, одним ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com