поиск по сайту

Политические и правовые ВЗГЛЯДЫ Р. фон Иеринга


Рудольф фон Иеринг (1818—1892 гг., «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Интерес и право», «Цель в праве») — немецкий юрист, профессор в университетах Берлина, Вены, Геттингена.

Правовые явления - не осуществление разума или «врожденных начал в человеке», а средства достижения практических целей. По мнению Иеринга, «истинное достоинство права лежит в его функциях, то есть в его практической годности», «все право существует ради общества». Иеринг, являясь основоположником реалистической школы права, признавал содержанием права не волю, а интерес. Субъект права не тот, чья воля распоряжается объектами, а тот, реализации чьих интересов объекты служат. Позднее реалистический подход к государству и праву Иеринг дополняет телеологическим («Нет хотения, нет деяния без цели»). Все цели Иеринг делит на две группы: цели индивида (при которых личность имеет в виду исключительно самое себя) и цели общества (общественные). Основным мотивом деятельности людей является эгоизм, но, руководствуясь им, тот или иной индивид одновременно своей деятельностью способствует удовлетворению некоторых потребностей других граждан общества и тем самым содействует достижению целей общества, направленных на поддержание жизни индивидов.

В понятии права Иеринг выделяет два аспекта: формальный и содержательный. В формальном аспекте право рассматривается как совокупность правил, обеспечиваемых государством. В содержательном аспекте право — совокупность индивидуальных и общих интересов, которые образуют жизненные условия общества и цели, преследуемые людьми. Таким образом, право — «юридически защищенный интерес», «обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения», «система социальных целей, гарантируемых принуждением». Право обеспечивает порядок удовлетворения индивидуальных и общих интересов. Основной принцип права — возмездность (равноценность обмениваемых благ).

Право является результатом борьбы интересов индивидов, групп, сословий, классов. Цель права - мир, но путь к нему — борьба. Каждый этап развития права — неустойчивый компромисс борющихся интересов. Иеринг различает объективное (абстрактное) и субъективное (конкретное) право. Объективное право — совокупность правовых норм, субъективное право — «конкретное приложение абстрактной нормы к какому-нибудь конкретному правомочию лица». Именно в субъективном праве представлена сущность права (интерес). Заставить людей действовать в общих целях можно вознаграждением (что осуществляется гражданским оборотом) и принуждением (реализуется государством и правом). Гражданский оборот достигает своей упорядоченности лишь с помощью государства и права. Право тесно связано с государством, они обусловливают друг друга: только с помощью права государство способно обеспечить реализацию общих интересов, осуществление целей права и государства; соответствующий интерес государства побуждает его действовать в рамках законности; государство самоограничено правом; право является действующим только благодаря связи с государством.
Государство рассматривается Иерингом как организация принудительной власти. Признаками государства являются: 1) наличие особого принудительного аппарата; 2) состояние властной связанности граждан, отношения господства и подчинения, противоположность правящих и управляемых; 3) в отличие от частных союзов и товариществ, государство охватывает все общество и выступает универсальным публичным союзом, публичным состоянием; 4) публичное право существует для определения статуса граждан, порядка отправления принудительной власти, так что государство представляется публично-правовой общностью; 5) суверенитет государства, абсолютная монополия на принуждение. Таким образом, «государство есть общество как держава регулируемой и дисциплинированной принудительной власти». Цель государства — обеспечение общих для всех интересов против угрожающего им частного интереса.

Рассматривая вопрос о соотношении государства и личности, Иеринг решает его с этатистских позиций. Верховный субъект целей не личность, а государство, а «интересы общества выше свободы». В противоположность классическому либерализму Иеринг одобряет социально-экономическую деятельность государства, защищает его вмешательство в частные дела. Оправдывая агрессивную политику Бисмарка, Иеринг отмечает, что «жизнеспособному» государству «присуще стремление расширить свои территориальные границы». Иеринг выступает за сильное государство, которое бы само себя связывало правом, гарантировало социально-экономическую деятельность, уважало права и свободы граждан, закрепленные в законе. Однако, при чрезвычайных обстоятельствах, если государственная власть вынуждена делать выбор между обществом и правом, «она не только уполномочена, но и обязана пожертвовать правом и спасти общество». Поэтому реализация на практике правового государства кажется Иеригну весьма сомнительной.

Взгляды Иеринга послужили основой социологической юриспруденции. Иеринг является создателем «реалистической» теории государства и права, в которой совмещаются правовая теория, социология права и философия права в единой юриспруденции.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    После распада Римской империи римское право отходит на второй план. Отношения в средневековом обществе регулируются на основании варварского обычного права, а также некоторых положений римского права. В случае обнаружения коллизий ...
      В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Резкая критика сословного строя со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Эту задачу стремился осуществить крупнейший идеолог католицизма — ...
        Первые представления о государстве и праве излагаются в поэмах Гомера (VIII в. до н.э.) «Илиада» и «Одиссея» и носят мифологический характер. В этих поэмах описываются события, связанные с Троянской войной XIII—XII вв. до н.э., когда в Древней ...
          В основе учения Ивана Александровича Ильина (1883-1954 гг., «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», «О монархии и республике») лежит православное вероучение и идеалистическое понимание человека, государства и права. Основой ...
            Джамбаттиста Вико (1668-1744) - сын библиотекаря, профессор риторики Неаполитанского университета — был одним из мыслителей, предвосхитивших научную социологию («О единственном начале и единственной цели всеобщего права», «Основания новой науки об ...
              Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) — поэт, драматург, композитор, музыковед — родился в Женеве. Его произведения: «Рассуждения на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (представлено на конкурс, объявленный Дижонской ...
                Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
                  Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
                    Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
                      Томас Гоббс (1588—1679) — сын сельского священника и выпускник Оксфорда, работал гувернером в семействе лорда Кавендиша, графа Девонширского, некоторое время наставлял в науках наследника английского престола — будущего короля Карла II Стюарта. К ...
                        Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689—1755 гг.) — известный французский просветитель, автор произведений «Персидские письма» (1721); «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733); «О духе законов» (1748) и др. ...
                          В 70-80-е гг. XIX в. в России массовый размах приобрело движение народников, пропагандистов из интеллигенции, призывавших к свержению самодержавия. Народники следовали лозунгу А. И. Герцена «В народ!» и его идее о возможности перехода России к ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com