поиск по сайту

Общая характеристика утопического социализма и коммунизма первой половины XIX в


Политическое и юридическое равенство, провозглашенное в доктринах просветителей в XVIII в., в условиях развивающегося капитализма оказалось фикцией. Резкое имущественное расслоение общества привело к концентрации богатства в руках буржуазии и росту нищеты трудящихся. Эти обстоятельства обусловили повышение интереса к построению моделей государства, основанного на экономическом и социальном равенстве, общем труде и справедливом распределении. Термин «социализм» ввел в научный оборот Пьер Леру (1797—1871), «коммунизм» - Этьен Кабе (1788-1856).

Для социализма и коммунизма характерно критическое отношение к развивающемуся капитализму, с его эксплуатацией, имущественным расслоением, буржуазным индивидуализмом, угнетением рабочего класса, а также построение утопических моделей идеального государства, основанного на общем труде и справедливом распределении.

Основными отличиями коммунистической идеологии от социалистической являются следующие: социалисты избегали детальной регламентации различных сторон жизни будущего общества, в отличие от представителей коммунизма; коммунисты обосновывали необходимость ликвидации частной собственности, общность имущества и тотальное равенство людей, а социалисты понимали стимулирующую роль собственности; социализм отстаивал принцип распределения по труду, а коммунизм — распределение по потребностям.

Социалисты развивали идею либералов о переустройстве общества на разумных началах, которое связывалось со всеохватывающим планированием общественной жизни с помощью совершенного социального организма — государства трудящихся. Государство должно было совершить социальный переворот: упразднить частную собственность; заменить рыночную экономику, подверженную экономическим кризисам, разумным планированием; воспитать человека, свободного от эгоизма и индивидуализма; ликвидировать классы и установить социальное равенство.
Свобода рассматривалась представителями государственного социализма как превалирование общественных интересов над частными. Индивидуальная свобода возможна лишь в условиях существования общественной собственности на средства производства, что позволит ликвидировать эксплуатацию, угнетение, классы. Социализм в XIX в. развивается как классово ориентированная идеология пролетариата.

Социализм носил критический и утопический характер (конструируемые проекты были трудно осуществимыми на практике). Идеальные государства, основанные на научной организации управления обществом, рассматривались





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в «Книге о дао и дэ» («Дао дэ цзин»). Основное понятие даосизма — понятие «дао» — ...
    подробнее
      Либерализм в России имел существенные особенности, что объясняется рядом обстоятельств. На Западе идеи свободы зарождались из борьбы королевской власти с сильной, самостоятельной аристократией и могуществом церкви. В России же все сословия (включая ...
      подробнее
        Как и любая наука, история политических и правовых учений имеет свою методологию — совокупность определенных теоретических принципов, методов и специальных способов исследования генезиса идей о государстве и праве различных стран, выявления ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com