поиск по сайту

Политико-правовое учение О. Конта


Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей между конкретными явлениями, действиями, функциями, институтами. Позитивными являются лишь знания «истинно доступные нашему уму и полезные для нас». Положительное знание дается только опытом, экспериментом, а наука должна изучать лишь факты, закономерности, а не природу явлений. Наука об обществе («социальная физика», или социология) должна изучать социальную действительность так же, как науки о природе изучают физическую, и «способствовать благоденствию человечества», проектируя его будущее развитие.

Конт представляет общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общего блага. Поэтому социология, дающая целостный анализ общества, включает социальную статику и социальную динамику. Социальная статика исследует общество с точки зрения его структуры, определения условий его оптимальной организации, достижения социальной гармонии и общественного порядка. В современном обществе, по мнению Конта существует 4 класса, отношения между которыми основываются на разделении труда и координации их деятельности (представители научного, философского и эстетического видов деятельности (ведущее положение в социальной структуре); банкиры, торговцы и предприниматели; земледельцы и рабочие). Социальная динамика формулирует теорию общественного развития, основой которой является «прогресс духа». Любое общество основывается на согласии и существует постольку, поскольку люди придерживаются одинаковых верований и способов мышления. Единство достигается при помощи таких социальных институтов, как государство, семья и религия. Государство выступает гарантом общественного порядка и солидарности, выразителем «общественного духа». Основное назначение государства — объединить частные интересы для общей цели. Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и моральных средств, властных предписаний светской и духовной властей, следование которым — священный долг каждого члена общества.

Государство изменяется вместе с обществом по мере прогресса человеческого разума. Конт выделяет три стадии развития человечества, которым соответствуют три модели государственной власти, определенные формы хозяйства, общественной организации, образа жизни.

Первая стадия — теологическая (с древности до 1300 г.) — основана на религиозном мировосприятии, военном быте; характеризуется дуализмом власти (духовную власть осуществляют жрецы и прорицатели, а светскую — военные вожди).
Второй этап — метафизический (с 1300 до 1800 г.). В Европе происходят Реформация, Просвещение и революции, которые приводят к изменению мышления людей. Теологические идеи вытесняются такими отвлеченными понятиями, как «общественный договор», «естественные права» и т.д. Духовная власть принадлежит метафизикам и Литераторам, а светскую власть осуществляют законодатели. Метафизический этап породил такие крайности, как революция, «анархическая республика», индивидуализм, демократизм и т.д., являющиеся препятствиями для нормального развития общества.

Третья стадия — позитивная (XIX в.) — характеризуется рапространением наук, развитием промышленности. На смену аристократии приходит социократия — правление ученых, владеющих социологическими знаниями, традиционная религия заменяется позитивизмом. Политическая организация промышленного общества — социократия, которая позволит достичь солидарности классов. Формула социократии выглядит следующим образом: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». При социократии солидарность обеспечивается признанием каждого человека социальным существом, выполняющим «социальные функции»; заменой прав обязанностями, чтобы лучше подчинить личность общественности; признанием за частной собственностью социальной значимости. Духовная власть принадлежит философам и осуществляет обязанности культа, воспитание социальных чувств, образовательную деятельность, моральное совершенствование капиталистов и пролетариев. Светская власть принадлежит патрициату и осуществляет экономические функции, не выполняет каких-либо судебных, политических и военных функций. Солидарность классов воспитывается без принуждения, исключительно нравственными методами, проповедью позитивной религии и деятельностью позитивной церкви. Позитивная религия основана на признании внешнего единства человечества и подчинения его мировому порядку. Конт выступал против революционного свержения капитализма, за эволюционное изменение общества.

Конт - родоначальник философского позитивизма и социологии. Под влиянием идей Огюста Конта сложились теории Г. Спенсера, М. Ковалевского, К Бергбома, М. Вебера и других представителей политико-правовых учений XIX—XX вв.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Александр Николаевич Радищев (1749—1802 гг.). Его произведения: ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву». Свою программу он основывает на идеях естественного права и общественного договора. Причиной образования государства является ...
      Василий Никитич Татищев (1686—1750, «История российская») происходил из знатного дворянского рода, дважды назначался на Урал в качестве главного правителя горных заводов; был начальником Оренбургской экспедиции и астраханским губернатором; в 1745 г. ...
        Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814, «Основные черты современной эпохи») — создатель философской концепции политики и права, в основу которой положен принцип свободы и разумности человека. Критерием степени развития эпохи, по мнению Фихте, является ...
          Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», «История государства Российского») — известный русский историк, писатель, противник каких-либо либеральных реформ, представитель ...
            Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740-1789) — профессор юридического факультета Московского университета. Основные работы: «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской Империи», «Слово о прямом и ...
              Софисты (V в. до н.э.) были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Среди софистов не было единства во взглядах. Различаются два поколения софистов: старшие (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и ...
                В середине XVIII в. под псевдонимом Морелли (около 1715 — ?) было опубликовано несколько произведений, посвященных социально-политическим проблемам («Базилиада», «Кодекс природы, или истинный дух ее законов»). В «Кодексе природы» описывается проект ...
                  Фридрих Ницше (1844-1900 гг., «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла») — немецкий ученый, автор аристократической теории государства и права. Ницше впервые ...
                    Юрий Крижанич (1618—1683 гг.) родился в Хорватии, получил духовное образование. В 1659 г. поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу, а в 1661 г. по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск. В Москву возвратился в 1676 ...
                      Андрей Курбский (1528-1583 гг.) принадлежал к знатному княжескому роду Рюриковичей. Его взгляды изложены в различных посланиях, а также в «Истории о великом князе Московском». Курбский был глубоко религиозным человеком, поэтому все его ...
                        Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.) стоит у истоков спора между славянофилами и западниками, является автором восьми «Философических писем», «Апологии сумасшедшего». После публикации первого письма в 1836 г. в журнале «Телескоп» его автор был ...
                          Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — самый знаменитый ученик Платона. Наиболее известными произведениями Аристотеля являются «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая у ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com