поиск по сайту

Политико-правовые воззрения П. Я. Чаадаева


Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.) стоит у истоков спора между славянофилами и западниками, является автором восьми «Философических писем», «Апологии сумасшедшего». После публикации первого письма в 1836 г. в журнале «Телескоп» его автор был объявлен сумасшедшим и подвергнут медицинскому надзору и домашнему аресту.

Содержание опубликованного письма резко не совпадало с официальной идеологией народничества Уварова. Чаадаев говорит: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами». Мыслитель задает вопрос о том, что Россия сделала для развития мировой истории. И отвечает на этот вопрос: ничего. Россия лишь стремилась заимствовать и воплотить чужие идеи в государственно- правовом строительстве. Основная причина отсталости России, по мнению Чаадаева, заключается в отсутствии связи между этапами ее истории, а также в отсутствии прогрессивных социальных и культурных традиций. В то время как весь мир перестраивался заново, мы по-прежнему прозябали, забившись в свои лачуги, сложенные из бревен и соломы, «словом, новые судьбы человеческого рода совершались помимо нас». Чаадаев отмечает, что «мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имели традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространялось». В этом философ усматривал одновременно и силу, и слабость России. Однако Россия, пришедшая на мировую арену позднее других государств, ясно видит допущенные ими ошибки и может их избежать в будущем. Мир всегда делился на Восток и Запад, и это не просто географическое деление, но два особых принципа, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческих обществ: восточная углубленность в себя и экспансивность западного мышления. Со времени Петра Россия пошла по западному пути развития.

Сравнивая прошлое и настоящее России и Запада, Чаадаев приходит к неутешительным выводам. В жизни европейских народов сложились твердые идеи долга, закона, правды и порядка. Главная причина этого, по мнению Чаадаева, — в католицизме, который оценивается философом гораздо выше православия. Славянофилы призывают отвергнуть заслуги Петра и обратиться к восточным ценностям. Чаадаев считал это невозможным, т.к. духовное начало, превалирующее на Востоке над светским, в России не возобладало, традиция не получила у нас исключительного господства, не было у нас и нравственной иерархии. «Мы просто северный народ и по идеям, как по климату, очень далеки от благоуханной долины Кашмира», — отмечает мыслитель.

О европейских революциях 40-х гг. XIX в. Чаадаев отзывался как о впадении человечества в варварство и анархию и наступлении эпохи господства «посредственности». Призвание России заключается в том, чтобы «дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе». Мы призваны, писал Чаадаев, быть настоящим совестным судом по многим тяжбам, которые ведутся перед великим трибуналом человеческого духа и человеческого общества. Основное средство социальных и политических преобразований в России — просвещение.
Идеи Чаадаева о роли России во всеобщей истории были развиты в ходе полемики западников и славянофилов.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Представителями славянофильства являются Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, И.В. Киреевский и П.В. Киреевский и др. Славянофилы сформулировали «русскую идею» — православие, самодержавие, народность. Они рассматривают идею ...
      Клод Анри де Рувруа граф де Сен-Симон (1760—1825, «Письма женевского обитателя к современникам», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство») - один из основоположников критического утопического социализма. Сен-Симон ...
        Большевизм – наиболее радикальное течение марксизма, основателем которого является Владимир Ильич Ульянов (1870-1924, «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия ...
          После распада Римской империи римское право отходит на второй план. Отношения в средневековом обществе регулируются на основании варварского обычного права, а также некоторых положений римского права. В случае обнаружения коллизий ...
            В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Резкая критика сословного строя со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Эту задачу стремился осуществить крупнейший идеолог католицизма — ...
              Первые представления о государстве и праве излагаются в поэмах Гомера (VIII в. до н.э.) «Илиада» и «Одиссея» и носят мифологический характер. В этих поэмах описываются события, связанные с Троянской войной XIII—XII вв. до н.э., когда в Древней ...
                В основе учения Ивана Александровича Ильина (1883-1954 гг., «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», «О монархии и республике») лежит православное вероучение и идеалистическое понимание человека, государства и права. Основой ...
                  Джамбаттиста Вико (1668-1744) - сын библиотекаря, профессор риторики Неаполитанского университета — был одним из мыслителей, предвосхитивших научную социологию («О единственном начале и единственной цели всеобщего права», «Основания новой науки об ...
                    Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) — поэт, драматург, композитор, музыковед — родился в Женеве. Его произведения: «Рассуждения на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (представлено на конкурс, объявленный Дижонской ...
                      Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
                        Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
                          Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com