поиск по сайту

Проекты социальных и политических реформ И. Т. Посошкова


Иван Тихонович Посошков (1652—1726 гг.) родился в дворцовом селе Покровское, что на Яузе в купеческой семье. Итогом его многочисленных путешествий по России стала адресованная царю Петру «Книга о скудости и богатстве», где Посошков выясняет причины народной скудости и существующего в государстве беззакония. Вскоре после отправки царю «Книги о скудости и богатстве» в 1725 г. Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где и скончался.

С теологической точки зрения Посошков обосновывает необходимость существования в России абсолютной монархии. Общее благо российского государства заключается, прежде всего, в упорядочении сословных прав и обязанностей. Посошков рассматривает четыре сословия: купечество, дворянство, духовенство и крестьянство. Посошков полагает, что занятие торговлей должно принадлежать исключительно купеческому сословию, необходимо предоставить купцам «право свободного торга», упорядочить внутренние пошлины, установив их единообразие, обеспечить выгодные условия для внутренней и внешней торговли, снабдить купеческие предприятия рабочей силой (привлечь к наемному труду «трюмных сидельцев и бродяг») и т.д. Посошков вменял в обязанность купцам соблюдение правил «честного торга» и предлагал ввести на основные виды товаров «уставные цены».

Основными причинами бедности крестьян, по мнению Посошкова, являются: лень самих крестьян, произвол помещиков и невнимательность правительства. Для упорядочения крестьянского сословия Посошков предложил издать специальный закон, в котором должны точно определяться размеры крестьянских повинностей, пределы барщинных работ. Подушную подать следует заменить на поземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей. Контроль за работой крестьян возлагался на помещиков, которым также предлагалось в период отсутствия сельскохозяйственных работ отправлять крестьян на заработки в город. Крестьянин был обязан доносить на помещика, если тот брал подать сверх установленного царским указом размера. За доносительство крестьянин получал вольную и 50 рублей.

Исключительным правом и обязанностью дворянства Посошков считал несение воинской службы. Чиновники должны назначаться согласно их знаниям и способностям и лишаться привилегий, если не исполняют своих обязанностей должным образом. Настаивал на введении прогрессивного налога на землю в зависимости от ее размера.
Духовенство, по мнению Посошкова, ввиду его необразованности не способно нести людям веру и осуществлять церковную службу. Священники должны препятствовать распространению ересей, а также вести строгий учет и записи всех таинств.

Рассуждая о правосудии, Посошков исходит из традиционных представлений о совмещении понятий «правда» и «закон». Посошков связывает справедливую деятельность правосудия с авторитетом «царева имени». Он предлагает создать всесословные суды, осуществлять правосудие быстро, искоренить взяточничество, наказывать судей за неправосудные действия, вести протокольную запись «судоговорения», взимать судебные: пошлины в доход государства. Кроме того, судьи должны осуществлять проверку всех задержаний и немедленно отшускать невиновных.

Особое значение в деле осуществления правосудия отводится созданию нового Соборного уложения («книги с подлинным рассуждением на всякие дела»), т.е. единого судебника. Для создания подобной книги следует провести большую кодификационную работу, изучить старые и добавить новые статьи, изучить опыт других государств. К составлению новой Судебной книги следует привлечь комиссию, в составе которой будут по два-три человека от всех сословий из каждой губернии, в том числе от крестьян и солдат. Утвердит книгу монарх. Таким образом, Посошков предлагал взаимодействие «народосоветия» и монарха, оставляя за последним решающее слово.

Высказал Посошков и целый ряд предложений по реорганизации военного дела: обучение воинскому искусству всех молодых солдат; «хорошее содержание армии» и др. Предлагал уменьшить количество войска за счет повышения его боеспособности.

Таким образом, Посошков предложил ряд социально- политических реформ, которые позволили бы ускорить процесс экономического и политического развития России.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Ганс Кельзен (1881 — 1973 гг.) — автор чистой теории права — изложил свои взгляды в произведениях «Чистое учение о праве» (1934), «Право Объединенных Наций» (1950) и др. По мнению Кельзена, правоведение, сложившееся на рубеже XIX—XX вв., не отвечает ...
      Киевской Русью в исторической науке называют Русское государство с центром в Киеве, зародившееся приблизительно в VIII в. и окончательно сложившееся во второй половине IX в. Политическая и правовая мысль Киевской Руси проявляется в виде совокупности ...
        Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754-510 гг. до н.э.), республиканский (509—28 гг. до н.э.), императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Существенную роль в истории Древнего Рима и развитии политико-правовых учений ...
          Формирование политико-правовых учений США проходило в период обостряющегося конфликта между североамериканскими колониями и Англией, вылившегося в освободительную войну 1775-1783 гг. Колонисты-пуритане стремились найти в Америке «землю обетованную», ...
            Политическое и юридическое равенство, провозглашенное в доктринах просветителей в XVIII в., в условиях развивающегося капитализма оказалось фикцией. Резкое имущественное расслоение общества привело к концентрации богатства в руках буржуазии и росту ...
              Падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период истории Древнего мира и положило начало истории Средних веков. Исторические этапы развития Средневековья: 1. Период раннего Средневековья (V—X вв.) - постепенно складывается ...
                Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65 гг.), Эпиктет (ок. 50-ок. 140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг.). Их общетеоретиче-, ские представления находились под значительным влиянием философских концепций ...
                  Герберт Спенсер (1820—1903 гг.) является автором всеохватывающей философской системы, которая описана в «Синтетической философии» в 3-х частях («Основания биологии», «Основания психологии» и «Основания социологии»), В 1851 г. Спенсер опубликовал ...
                    Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов. Сущность полиса заключалась в объединении государства и общины в единый социальный организм. Полис — город-государство с ...
                      Представителями славянофильства являются Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, И.В. Киреевский и П.В. Киреевский и др. Славянофилы сформулировали «русскую идею» — православие, самодержавие, народность. Они рассматривают идею ...
                        Клод Анри де Рувруа граф де Сен-Симон (1760—1825, «Письма женевского обитателя к современникам», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство») - один из основоположников критического утопического социализма. Сен-Симон ...
                          Большевизм – наиболее радикальное течение марксизма, основателем которого является Владимир Ильич Ульянов (1870-1924, «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com