поиск по сайту

Политические и правовые взгляды Ч. Беккариа


Чезаре Беккариа (1738-1794 гг.) - один из представителей итальянского Просвещения, который в своей работе «О преступлениях и наказаниях», опубликованной в 1764 г., впервые дал критический обзор всей системы существовавшего уголовного законодательства и практики его применения.

Сочинение Беккариа проникнуто верой в человеческий разум, свободолюбием, идеями гуманизма и законности. Беккариа — сторонник школы естественного права и теории общественного договора. В естественном состоянии люди жили в одиночку, но постоянные столкновения делали их естественную свободу необеспеченной и потому бесполезной. Для общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них части свободы. Из пожертвованной людьми части свободы и образовалась по общественному договору верховная власть государства, хранителем которой стал суверен как представитель всего общества. Основная цель государства — обеспечение общего блага (безопасность и справедливость).

Беккариа различает справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две — основаны на божественных и естественных законах и являются неизменными. Человеческая справедливость базируется на общественном договоре, устанавливающем пределы власти государств, а поэтому изменчива. Основанные на ней законы государства должны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Существующие же на практике законы «почти всегда служат только орудием страстей незначительного меньшинства или же порождаются случайной и мимолетной необходимостью». Не выступая за радикальное переустройство общества, надежды на преобразования Беккариа связывает с просвещенным монархом, который издаст справедливые, мудрые, равные для всех законы, которые будут строго соблюдаться и обеспечат права человека. Свобода гражданина — в его праве делать все, что не противоречит законам, а сами власти должны строго соблюдать законы.

Наказание может устанавливаться только сувереном как представителем всего общества. Суверен вправе издавать законы, но не может судить за их нарушение. Судья должен выносить решение только в соответствии с мерой, установленной в законе за данное нарушение. Судьи не имеют право толковать закон, т.к. они не являются законодателями. Важным принципом Беккариа считал равное подчинение закону всех - «от протолюдина до философа».
Рассматривая вопрос о причинах преступлений, Беккариа отмечает их социальный характер (нищета, столкновение интересов, порождаемых человеческими страстями). Цели наказания заключаются в предупреждении новых противоправных деяний как со стороны преступника, так и со стороны других лиц, перевоспитании преступника. Поэтому наказание должно быть публичным, соразмерным совершенному преступлению, не должно причинять «преступнику значительных страданий», должно быть гласным, незамедлительным, неотвратимым, минимальным при данных обстоятельствах, предусмотренным в законах. Преступник считается невиновным до вынесения приговора суда. Беккариа выступает с резкой критикой применения пыток как одного из самых распространенных способов получения доказательств. Основными средствами предупреждения преступлений являются: существование ясных и простых законов, их авторитет у населения, широкое просвещение народа, усовершенствование воспитания и т.д. Беккариа убежден, что суровость наказаний должна соответствовать уровню развития нации.

Кроме того, Беккариа - один из первых авторов в истории, выступивший с аргументированной критикой смертной казни. Беккариа утверждает, что смертная казнь противоречит естественному праву и представляет собой не что иное, как «войну государства с гражданином». Применение смертной казни допустимо, по мнению просветителя, только в двух случаях: 1) когда государство борется за то, чтобы вернуть или не потерять свою свободу; 2) если «смерть является единственным средством удержать других от совершения преступлений». Смертная казнь неоправданна с моральной точки зрения, поскольку она дает людям пример жестокости, неоправданна она и с точки зрения юридической, поскольку судьи не свободны от ошибок.

Принципы уголовного права, сформулированные Беккариа, легли в основу классической школы уголовного права.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Резкая критика сословного строя со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Эту задачу стремился осуществить крупнейший идеолог католицизма — ...
      Первые представления о государстве и праве излагаются в поэмах Гомера (VIII в. до н.э.) «Илиада» и «Одиссея» и носят мифологический характер. В этих поэмах описываются события, связанные с Троянской войной XIII—XII вв. до н.э., когда в Древней ...
        В основе учения Ивана Александровича Ильина (1883-1954 гг., «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», «О монархии и республике») лежит православное вероучение и идеалистическое понимание человека, государства и права. Основой ...
          Джамбаттиста Вико (1668-1744) - сын библиотекаря, профессор риторики Неаполитанского университета — был одним из мыслителей, предвосхитивших научную социологию («О единственном начале и единственной цели всеобщего права», «Основания новой науки об ...
            Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) — поэт, драматург, композитор, музыковед — родился в Женеве. Его произведения: «Рассуждения на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (представлено на конкурс, объявленный Дижонской ...
              Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
                Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
                  Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
                    Томас Гоббс (1588—1679) — сын сельского священника и выпускник Оксфорда, работал гувернером в семействе лорда Кавендиша, графа Девонширского, некоторое время наставлял в науках наследника английского престола — будущего короля Карла II Стюарта. К ...
                      Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689—1755 гг.) — известный французский просветитель, автор произведений «Персидские письма» (1721); «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733); «О духе законов» (1748) и др. ...
                        В 70-80-е гг. XIX в. в России массовый размах приобрело движение народников, пропагандистов из интеллигенции, призывавших к свержению самодержавия. Народники следовали лозунгу А. И. Герцена «В народ!» и его идее о возможности перехода России к ...
                          Александр Николаевич Радищев (1749—1802 гг.). Его произведения: ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву». Свою программу он основывает на идеях естественного права и общественного договора. Причиной образования государства является ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com