поиск по сайту

Идеи якобинцев (Ж. П. Марат, М. Робеспьер)


Политико-правовые доктрины Просвещения нашли свое практическое воплощение в ходе Французской революции (1789-1794 гг.). В истории Французской революции принято различать три главных этапа. На первом этапе (1789—1792 гг.) власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты (Оноре де Мирабо, Эмманюэль Сиейес, Антуан Барнав). Они стремились к созданию конституционной монархии, провозглашали идеи всеобщего равенства, неотчуждаемости естественных прав человека.

На втором этапе (1792—1793 гг.) государственная власть переходит к жирондистам (Жак Бриссо, Жан Ролан) — представителям республикански настроенной буржуазии, отстаивающим принципы народного суверенитета, общей воли как основы законодательства и др.

Наконец, на третьем этапе (1793-1794 гг.) установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов. Вождями якобинцев были адвокат Максимилиан Робеспьер и врач Жан-Поль Марат.

Жан-Поль Марат (1743—1793, памфлет «Цепи рабства»; «План уголовного законодательства») рассматривает истоки, методы и средства установления деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с ней и т.п.
Истоки деспотизма Марат усматривает в стремлении индивида первенствовать, в свойственной человеческой

натуре жажде властвовать. Государство возникает в результате насилия, и практически всегда его основателем является «удачливый разбойник». Однако разорвать «цепи рабства» возможно. Для того, чтобы прийти к «хорошо устроенному государству», необходимо разделить публичную власть между большим числом должностных лиц, которые будут подконтрольны народу, независимы друг от друга, должны взаимно уравновешивать, умерять и сдерживать друг друга. При этом высшая власть в государстве принадлежит всему народу в целом. Только народ является сувереном и верховным законодателем (сам или через своих представителей). Марат различает естественные (изначальные) и гражданские (производные) права индивидов. Переход к новым государственно-правовым порядкам Марат связывает с восстанием масс. Однако неорганизованные мятежные выступления масс вырождаются в бунт, «всегда безуспешный и легко подавляемый». Поэтому должен найтись смельчак, который станет во главе недовольных и поведет их на угнетателей, необходим «выдающийся ум, подчиняющий себе умы, мудрец, способный руководить действиями необузданной и непостоянной толпы», т.е. необходимо установление диктатуры (личной власти, не связанной никакими законами и исключающей всякую демократию). Диктатура должна действовать методами революционного террора: «Несколько вовремя отрубленных голов надолго остановят врагов общества».

Взгляды Максимилиана Робеспьера (1758-1794) были отражены в его речах (за период с 1789 по 1794 гг. свыше 600): «О Конституции» (10.V.1793 г.), «О принципах революционного правления» (25.XI1.1793 г.), «О принципах политической морали» (5.11.1794 г.) и др. Робеспьер опирался в своих взглядах на идеи Руссо и Монтескье. Социальным идеалом вождя якобинцев было общество мелких производителей. Основными началами политического союза, по его мнению, являются: охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей; право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей; «верховенство власти народа в государстве». Для формирования республики Робеспьер предлагает провести разделение

власти, четко отделить законодательные учреждения от административного аппарата, предусмотреть сокращение сроков полномочий всех должностных лиц (особенно тех, кто обладает широкими прерогативами), поставить этих лиц в действительную зависимость от суверена, т.е. народа.

В знаменитой речи вождя якобинцев «О принципах революционного правительства» проводится сравнение революционного и конституционного правительств. Они имеют различные цели: конституционное правительство предназначено сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься главным образом гражданской свободой, оберегать индивидов от злоупотреблений, допускаемых публичной властью, и т.п.; революционное правительство предназначено для того, чтобы создать республику.

Революцию Робеспьер понимает как «войну свободы против ее врагов». Это положение повлияло на его определение «врагов свободы», а также на избрание методов борьбы с ними. Врагами объявлялись не только всякого рода заговорщики, нападающие на свободу и пытающиеся ее уничтожить, лица, противящиеся мероприятиям революции, но и носители «безнравственного», «неблагоразумного», «растленного». Революционное правительство должно нести врагам свободы только смерть.

Оно должно быть чрезвычайно активным, а для того, чтобы добродетели революционного правительства победили в войне, надо дополнить и подкрепить их террором. «То, что деспот управляет своими забитыми подданными террором, он прав как деспот. Подавите врагов свободы террором — и Вы будете правы как основатели республики. Революционное правление — это деспотизм свободы против тирании».

Во взглядах якобинцев парадоксально совмещаются кош- цепция народного суверенитета, защита принципа разделения властей, теория прав человека и другие с идеями установления диктатуры и революционного террора, игнорирующими безопасность индивида в условиях революции.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», «История государства Российского») — известный русский историк, писатель, противник каких-либо либеральных реформ, представитель ...
      Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740-1789) — профессор юридического факультета Московского университета. Основные работы: «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской Империи», «Слово о прямом и ...
        Софисты (V в. до н.э.) были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Среди софистов не было единства во взглядах. Различаются два поколения софистов: старшие (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и ...
          В середине XVIII в. под псевдонимом Морелли (около 1715 — ?) было опубликовано несколько произведений, посвященных социально-политическим проблемам («Базилиада», «Кодекс природы, или истинный дух ее законов»). В «Кодексе природы» описывается проект ...
            Фридрих Ницше (1844-1900 гг., «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла») — немецкий ученый, автор аристократической теории государства и права. Ницше впервые ...
              Юрий Крижанич (1618—1683 гг.) родился в Хорватии, получил духовное образование. В 1659 г. поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу, а в 1661 г. по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск. В Москву возвратился в 1676 ...
                Андрей Курбский (1528-1583 гг.) принадлежал к знатному княжескому роду Рюриковичей. Его взгляды изложены в различных посланиях, а также в «Истории о великом князе Московском». Курбский был глубоко религиозным человеком, поэтому все его ...
                  Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.) стоит у истоков спора между славянофилами и западниками, является автором восьми «Философических писем», «Апологии сумасшедшего». После публикации первого письма в 1836 г. в журнале «Телескоп» его автор был ...
                    Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — самый знаменитый ученик Платона. Наиболее известными произведениями Аристотеля являются «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая у ...
                      Джон Адаме (1735-1826) - второй президент США, противник правления большинства, один из предтеч современного консерватизма («В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки»). Государство и право выводил из природной ...
                        Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) — идеолог теории стяжания, автор «Просветителя, или обличения ереси жидовствующих», Духовной грамоты, посланий различным людям. В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестяжательство как на личную жизнь монахов, ...
                          Нестяжательство — это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI в. Названия «нестяжатели» они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com