поиск по сайту

Политико-правовые взгляды французских социалистов (Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. де Мабли, Г. Бабеф)


В середине XVIII в. под псевдонимом Морелли (около 1715 — ?) было опубликовано несколько произведений, посвященных социально-политическим проблемам («Базилиада», «Кодекс природы, или истинный дух ее законов»).

В «Кодексе природы» описывается проект общества, основанного на общественной собственности и всеобщей обязанности трудиться. Морелли апеллирует к некоторым положениям теории естественного права. В догосу- дарственном состоянии люди жили в состоянии золотого века, подчиняясь законам природы, управление обществом осуществляли отцы семей, ведающие организацией труда и воспитания. Государство возникло не в результате общественного договора, а как результат нагромождения ошибок, главная из которых — «чудовищный раздел произведений природы». Люди из-за роста населения столкнулись с трудностями, для преодоления которых достаточно было урегулировать права и обязанности каждого члена общества, распределить между ними занятия, взаимную помощь и пользование движимыми вещами, а вместо этого кто-то когда-то разделил имущество. Пока существует частная собственность, бессмысленно искать наилучшую форму правления, т.к. любая выродится в тиранию. «Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания». Такая свобода обеспечивается только восстановлением общественной собственности.

В «Кодексе природы» содержится детальная регламентация всех сторон жизни общества (всего 118 законов). Каждый гражданин обязан трудиться «сообразно своим силам, дарованиям и возрасту», он получает продукты питания, одежду и прочее за общественный счет и т.д. Морелли описывает общество, где царят простота в одежде, еде и нравах. Дети воспитываются за государственный счет. Запрещено заниматься изысканиями в «морали и метафизике», поощряется занятие естественными науками и усовершенствование полезных для общества искусств. Все лица в возрасте от 20 до 25 лет обязаны трудиться в области земледелия. Процессы производства и распределения строго регламентированы законом и управляются государством.

По мнению Морелли, интересы общества стоят выше интересов личности: «Целое стоит больше, чем часть, даже наилучшая; все человечество стоит больше, чем наилучший из людей, и нация заслуживает предпочтения пред самой почтенной семьей и самым уважаемым гражданином».

Основная задача государства — охранять законы природы. Нация делится на провинции, провинции включают города, которые делятся на трибы, трибы — на семьи. Из отцов семейств образуется сенат города, из представителей городских сенатов — Верховный сенат Нации. Все должности замещаются «по очереди». Отец семейства становится пожизненно главой трибы, глава трибы — начальником города на 1 год; глава города — начальником провинции на 1 год. Каждая провинция поочередно дает пожизненного главу всего государства. Основные функции власти: надзор за соблюдением законов, за работами, снабжением и распределением. Кроме этого, предусмотрена система должностных лиц из мастеров и старшин корпораций (производственных объединений). Они входят в советы городов, посылающих депутатов в Верховный совет Нации, подчиненный Верховному сенату. Путь к восстановлению «законов природы» Морелли видел в просвещении.

Габриэль Бонно де Мабли (1709—1785, «О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве или принципы законов») также критиковал частную собственность и имущественное неравенство. Он убежден, что «природа предназначила людей быть равными», а достигнуть этого возможно, лишь учредив республику, «где первым законом было бы запрещение владеть собственностью». Мабли порицает пороки и бедствия, проистекающие из частной собственности, и заключает, что нации лучше быть бедной, чтобы богатых вообще быть не могло. «Пусть урожаи будут менее обильными, лишь бы республика не разделилась на Патрициев и плебеев... Чем беднее нация, тем меньше склонна она к честолюбивым замыслам и к тирании... Богатства, по природе своей, не могут сочетаться с хорошими законами... Чем больше законы научат нас довольствоваться малым, тем больше они скрепят связи общества, ибо они разовьют и поддержат наши социальные качества». Основная задача законодателя — обуздать жадность, установив запреты на торговлю и роскошь. Вместо денежных взносов (налогов) требовать от граждан услуг, отменить завещания, дробить состояния между наследниками, определить законом предел владения каждого гражданина, ввести аграрные законы и т.д. Единственным источником власти является народ, который сохраняет за собой право изменять существующее правление. Суверенитет народа проявляется, прежде всего, в его праве законодательствовать.

Сельский священник Жан Мелье (1664—1729) в «Завещании» описал проект общинного безгосударственного коммунизма. В произведении критикуются высшие слои i феодального общества, церковь и монархия. «Одни как бы рождены только для того, чтобы деспотически властвовать над другими и вечно пользоваться всеми удовольствиями жизни; другие, наоборот, словно родились только для того, чтобы быть нищими, несчастными презренными рабами и всю жизнь изнывать под гнетом нужды и тяжелого труда». Государство возникло в результате обмана, принуждения, при помощи которых на спины трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов, дворян, чиновников. Ликвидация частной собственности и феодализма связана у Мелье с народной революцией. Будущее общество французский социалист представлял в виде совокупности общин. «Все это должно происходить ; не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния».

Гракх Бабёф (1760—1797, «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев») выступил инициатором «заговора во имя равенства» (весна 1797 г.). Он яростМЪш противник частной собственности, желающий построить народное государство, т.к. «народное правление должно i и может обеспечить зажиточность и счастье каждого человека, нерушимое благоденствие всех членов общества». Путь к такому правлению начинается с восстания народ- ' ных масс, подготовленного конспиративной организацией революционеров. Восставшие устраняют прежние органы высшей власти; народу сразу предоставляется ряд i экономических и социальных благ; власть сосредотачивается в руках временного революционного правительства (Национального собрания), состоящего из наиболее преданных революционеров и осуществляющего диктатуру плебейства. «Счастье каждого человека» гарантировалось жестким централизованным руководством всеми сторонами жизнедеятельности республики, беспрекословным подчинением граждан. В «народном государстве» провозглашается принцип всеобщности и обязанности труда, экономическая жизнь основывалась на общности имущества и искоренении частной собственности, особыми

законами предусматривались меры, ускоряющие процесс упразднения частной собственности. Кроме того, предусматривалось всеобщее вооружение народа и прямое на- родоправие (наиболее важные решения будут приниматься на народных собраниях). По окончании переходного периода, с утверждением коллективистских принципов социальной жизни сложится республиканская форма управления. Идеи равенства у Бабефа доводятся до абсурдного примитивизма.

Идеи французских социалистов второй половины XVIII в. оказали большое влияние на развитие политической идеологии коллективизма и коммунизма XIX в.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Автор «Моления Даниила Заточника» — бывший дружинник князя, впавший в немилость. Адресат данного послания вызывает споры. Среди наиболее вероятных адресатов указывают Юрия Долгорукого (90-е гг. XI в.— 1157 гг.), Андрея Владимировича (1102—1141 гг.) ...
      Иван IV (1530-1584 гг.) сформулировал теорию «православного христианского самодержавия». Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому (всего было написано 2 письма, князем в ответ — 3) видно, что начало власти царь вел от Владимира Святого. С ...
        К началу XVIII в. тенденция к превращению сослов- но-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Преобразования Петра I находили свое обоснование в политических теориях его современников, одним ...
          Макс Вебер (1864—1920) родился в Эрфурте в буржуазной семье, изучал право в университетах Гейдельберга, Геттингена и Берлина, политолог, экономист, историк и философ, во многом заложивший основы современной политической науки. Наиболее известные ...
            Сочинениями Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) — «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции» и «О военном искусстве» — положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Макиавелли родился в семье юриста, 14 ...
              Одним из наиболее ярких выразителей политических взглядов конца XVI — начала XVII в. был светский мыслитель, государев дьяк Иван Тимофеев (Семенов), автор произведения «Временник» (середина XVI в. — 1631 гг.). В центре его внимания находилась группа ...
                Рудольф фон Иеринг (1818—1892 гг., «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Интерес и право», «Цель в праве») — немецкий юрист, профессор в университетах Берлина, Вены, Геттингена. Правовые явления - не ...
                  Томас Пейн (1737-1809) — представитель демократического направления борцов за независимость североамериканских колоний от Англии. Пейн — англичанин, выходец из семьи ремесленника, активный участник французской революции и войны за независимость ...
                    Чезаре Беккариа (1738-1794 гг.) - один из представителей итальянского Просвещения, который в своей работе «О преступлениях и наказаниях», опубликованной в 1764 г., впервые дал критический обзор всей системы существовавшего уголовного ...
                      Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина Третьякова, окончил Влади- миро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto — ...
                        Появление философского понимания государственно- правовых явлений на Востоке обусловлено, прежде всего, развитием естественных наук (медицина, география, астрономия, математика и т.д.), а также широким распространением переводов философских ...
                          Самые ранние представления о государстве и праве возникают в Древнем Египте. Эти взгляды не носят теоретического характера и не оформлены в политико-пра- вовые концепции, являются органической частью религиозно-мифологического мировоззрения. ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com