поиск по сайту

Идеи просвещенного абсолютизма Вольтера


XVIII век — это век Просвещения. Просвещение - влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму, идеология умеренной буржуазии, стремившейся утвердить свое экономическое и политическое влияние. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», где восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Реализация этого политического идеала на практике связывалась с вытеснением из массового сознания клерикальных идей, ликвидацией феодальных установлений, нравов и традиций и внедрением ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства.

Лидером французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ, 1694— 1778 гг.). Мировоззрение Вольтера в значительной мере сформировалось в Англии, где он провел в изгнании около 20 лет. По возвращении на родину им были написаны «Философские письма» (первоначальное название — «Письма об англичанах»), где пропагандировались передовые английские учения, а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. Вольтер — сторонник философии деизма. По его мнению, просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным нравственный образ поведения («Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать»).

Вольтер с позиций теории естественного права обосновывает необходимость упразднения феодальных порядков и ликвидации абсолютизма: «Мы все в равной степени люди и должны жить по естественным законам — законам разума, которые предписывают людям свободу и равенства. Королевский абсолютизм и сословные привилегии противоречат природе человека и по этой причине должны быть устранены». На смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права — право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Свобода трактуется Вольтером широко: как устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, как защита от произвола властей. По мнению философа, «свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Таким образом, Вольтер рассматривает свободу человека как свободу, прежде всего, в частной жизни (свобода совести, свобода печати, свобода труда и т.д.). При этом Вольтер отвергает социальное и политическое равенство, считая деление на богатых и бедных естественным. Весьма умеренной выглядит его программа ликвидации крепостного права: освобождение государственных и церковных крепостных без всяких условий, а помещичьих — с согласия владельцев за выкуп.

Свой политический идеал Вольтер обозначает лишь в общих чертах. Основное внимание он уделяет пропаганде идей законности и либеральных методов управления. Управлять государством должны собственники, поскольку «когда чернь примется философствовать, — все погибло». Вольтер оправдывает уже совершившиеся революции, но говорит о нежелательности кровопролития и пагубных последствиях гражданской войны. Переход к «царству разума» Вольтер связывает с проведением постепенных реформ сверху. Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Реально возможным образцом государственной организации Вольтер считал конституционную монархию английского типа. Основным препятствием достижения «царства разума» является католическая церковь, которая держит народ в неведении (отсюда критика католицизма и призыв «Раздавите гадину!»). Грядущие преобразования в обществе Вольтер связывал с развитием знаний и подъемом культуры. Правители должны осознать необходимость проведения реформ.
Вольтер заложил основы просветительской критики религии и сформулировал основные социально-политические принципы буржуазного общества — свобода, собственность, законность, гуманность. Аналогичные идеи содержались и в работах Поля Анри Гольбаха (1723— 1789 гг., «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления»), Клода Адриана Гельвеция (1715—1771 гг., «О человеке», «Об уме»). Идеи просветителей подготовили идейную почву Французской революции.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Джон Локк (1632—1704 гг.) родился в семье адвоката в г. Рингтон, закончил Оксфорд, был домашним врачом, воспитателем детей, секретарем лорда Эшли Купера, графа Шефтсбери. Его произведения: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», ...
      Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии права. Наиболее известные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Идея истории во всемирно-гражданском плане», ...
        Марксизм как новое мировоззрение возник в 40-х гг. XIX в. и был создан немецкими философами Карлом Марксом (1818-1883 гг., «Восемнадцатое брюмера Луи Бонопарта»; «Критика Готской программы»; «Манифест Коммунистической партии» (в соавторстве с ...
          С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530—1596 гг.) — юрист, представитель от третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. В сочинениях «Шесть книг о государстве», «Метод легкого познания ...
            Ибн-Хальдун вошел в историю как автор трехтомной работы «Большая история» (которая также известна под названием «Книга назиданий» или «Книга поучительных примеров»), Ибн-Хальдун стремился выявить закономерности развития государства и общества. ...
              Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - знаменитый римский оратор, изложивший свои взгляды в работах: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Был квестором, членом Совета, эдилом, претором и консулом. Руководил подавлением заговора ...
                Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг., «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции») — представитель неокантианства, отрицающий причинную обусловленность явлений общественной ...
                  Платон (Аристокл, 427-347 гг. до н.э.) был уроженцем очень знатного афинского рода, в молодости (407— 399 гг. до н.э.) был учеником Сократа, после смерти которого покинул Афины. Вернувшись в Афины в 387 г. до н.э., приобрел рощу Академа и основал ...
                    В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом коллегии жрецов (понтификов). Юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Гнея Флавия, который около 300 г. до н.э., будучи ...
                      Политико-правовая идеология арабского Востока формируется под воздействием ряда факторов. В VII в. на Аравийском полуострове начинается разложение родоплеменного строя и зарождение феодальных отношений. Разрушаются патриархальные устои жизни ...
                        Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830) — духовный отец либерализма на европейском континенте 202 («Курс конституционной политики», «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей»). Основное положение теории Констана — ...
                          Политические и правовые учения (теории) появились в результате продолжительного существования раннеклассовых обществ и государств на Востоке и Западе нашей планеты. Политико-правовая мысль у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com