поиск по сайту

Учение Гуго Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций (1583—1645 гг.) родился в голландском городе Дельфте, в 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете, в 24 года был назначен генеральным адвокатом Голландии. Наиболее известные работы: «О праве добычи» (где Гроций опровергает притязания португальцев и испанцев на исключительное господство над морями), «О древности и строе Батавской республики» (посвящена истории Нидерландов и обоснованию их права на независимость от Испании), «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (посвящена проблемам международного права).

Г. Гроций попытался придать юриспруденции научную форму. Наука, по его мнению, оперирует вечными и неизменными категориями, поэтому ученый-правовед должен найти некие общие признаки права, существующие везде и всегда независимо от изменчивой воли людей. Гроций предлагает использовать рационально-логический (дедуктивный) и эмпирический (индуктивный) методы исследования.

Гроций является основоположником светской школы естественного права. Он отождествляет право и справедливость: «право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом». Источником естественного права является природа человека, который отличается от всех прочих существ тем, что наделен разумом, речью и общительностью. К нормам естественного права Гроций относит «воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, также воздаяние людям заслуженного наказания». Нормы естественного права действуют не всегда. Это объясняется изменчивостью общественных отношений, тем, что естественное право предписывает правила не вообще, «а в расчете на известный порядок вещей», а также тем, что естественное право встречается только у народов образованных. Волеустановленное право подразделяется на божественное и человеческое. Божественное право своим источником имеет волю Бога и не может противоречить естественному праву. Волеустановленное человеческое право подразделяется на внутригосударственное и международное (или право народов). Его источник — соглашение между людьми, народами и государствами.

Гроций — один из создателей договорной теории происхождения государства, предполагающей существование догосударственного естественного состояния, которое отличалось простотой жизни, общностью имуществ и чувством взаимной приязни. Постепенно жизнь усложнялась: развивались искусства, промыслы - земледелие и скотоводство; начали осознаваться различия между людьми, возникла частная собственность. Люди договариваются о создании государства для достижения общего блага и обеспечения действия права в общении между людьми. Государство есть «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Основными функциями государства являются законотворчество, осуществление непосредственного управления и правосудие. Сфера деятельности государства ограничена публичными, т.е. общими, делами, а в частные оно вмешивается лишь для поддержания общественного спокойствия.
Государство — это способ и форма бытия народа. В данном качестве государство представлено четырьмя элементами: народом, верховной властью, территорией и общим правом. Существование народа и государства взаимообусловлено: пока существует народ — существует и созданное им государство. Подданные не имеют права сопротивляться законной власти. Народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в общественном договоре или если договор расторгнут самим правителем, в чрезвычайных обстоятельствах (когда правитель замышляет гибель своего народа, или когда правитель «ради благополучия одного народа задумал гибель другого, чтобы устроить там колонии»).

Гроция по праву считают одним из создателей науки международного права. Именно вопросам международного публичного права посвящена большая часть его произведений. Война определяется Гроцием как «состояние борьбы силою как таковое». Войны не запрещены ни божественным, ни естественным, ни международным правом. Все войны подразделяются на публичные (ведутся между государствами) и частные (ведутся между частными лицами, существенно ограничиваются после создания государства, а именно — судебной власти). Публичные войны ведутся по решению верховной власти в государстве как против других государств, так и против частных лиц. Справедливой причиной войны может быть только правонарушение. Справедливые войны ведутся в целях самозащиты, возвращения имущества и наказания. Конечная цель войны — мир. Гроций обращает внимание на то, что войны должны вестись гуманными способами при соблюдении границ «права и добросовестности».

Г. Гроций стоит у истоков юридического мировоззрения, является автором теорий естественного права и общественного договора, разработчиком проблем международного права.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Юрий Крижанич (1618—1683 гг.) родился в Хорватии, получил духовное образование. В 1659 г. поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу, а в 1661 г. по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск. В Москву возвратился в 1676 ...
      Андрей Курбский (1528-1583 гг.) принадлежал к знатному княжескому роду Рюриковичей. Его взгляды изложены в различных посланиях, а также в «Истории о великом князе Московском». Курбский был глубоко религиозным человеком, поэтому все его ...
        Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.) стоит у истоков спора между славянофилами и западниками, является автором восьми «Философических писем», «Апологии сумасшедшего». После публикации первого письма в 1836 г. в журнале «Телескоп» его автор был ...
          Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — самый знаменитый ученик Платона. Наиболее известными произведениями Аристотеля являются «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая у ...
            Джон Адаме (1735-1826) - второй президент США, противник правления большинства, один из предтеч современного консерватизма («В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки»). Государство и право выводил из природной ...
              Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) — идеолог теории стяжания, автор «Просветителя, или обличения ереси жидовствующих», Духовной грамоты, посланий различным людям. В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестяжательство как на личную жизнь монахов, ...
                Нестяжательство — это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI в. Названия «нестяжатели» они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали ...
                  Автор «Моления Даниила Заточника» — бывший дружинник князя, впавший в немилость. Адресат данного послания вызывает споры. Среди наиболее вероятных адресатов указывают Юрия Долгорукого (90-е гг. XI в.— 1157 гг.), Андрея Владимировича (1102—1141 гг.) ...
                    Иван IV (1530-1584 гг.) сформулировал теорию «православного христианского самодержавия». Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому (всего было написано 2 письма, князем в ответ — 3) видно, что начало власти царь вел от Владимира Святого. С ...
                      К началу XVIII в. тенденция к превращению сослов- но-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти. Преобразования Петра I находили свое обоснование в политических теориях его современников, одним ...
                        Макс Вебер (1864—1920) родился в Эрфурте в буржуазной семье, изучал право в университетах Гейдельберга, Геттингена и Берлина, политолог, экономист, историк и философ, во многом заложивший основы современной политической науки. Наиболее известные ...
                          Сочинениями Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) — «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции» и «О военном искусстве» — положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Макиавелли родился в семье юриста, 14 ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com