поиск по сайту

Политические взгляды Ивана Грозного


Иван IV (1530-1584 гг.) сформулировал теорию «православного христианского самодержавия».

Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому (всего было написано 2 письма, князем в ответ — 3) видно, что начало власти царь вел от Владимира Святого. С точки зрения Ивана Грозного православное христианское самодержавие — это, прежде всего, династийная власть. Многовековая династийность монархической власти является признаком величия государства. В различных посланиях к чужеземным королям Иван Грозный указывал на свое происхождение от великого князя Рюрика и даже древнеримского императора Октавиана Августа. «Мы от Августа Кесаря родством ведемся», — пишет он в послании шведскому королю Юхану III.

В понимании Ивана Грозного, православное христианское самодержавие являлось также властью, действующей в соответствии с традициями предков. Иван Грозный трактовал православное христианское самодержавие как власть, данную от Бога, причем отданную в единоличное его обладание. Православное христианское самодержавие является властью всецело единоличной, независимой от боярства, духовенства — вообще от какой бы то ни было общественной силы. По мнению Ивана Грозного, царь должен сосредоточивать в своих руках абсолютно все дела управления, иначе «как же он самодержцем наречется, если не сам управляет?» При устройстве формы правления недопустимо применение никакого коллегиального начала. Царская власть, в понимании Ивана Грозного, — это власть ограниченная, но не людьми, а тем, кто ее дал, т.е. Богом. Царь не подлежит ни моральным, ни правовым оценкам со стороны подданных. Царю не подобает, ртмечал Иван Грозный, ни зверски яриться, ни бессловесно смиряться. Но в соответствии с Божьими заповедями ему надлежит: к одним — быть рассудительно милостивым, а других - страхом спасать. В наказании «злодеев» Иван Грозный видел одну из самых главных функций царской власти. Иван Грозный теоретически обосновывает свое право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

В то же время царь, по мнению Ивана Грозного, персона ответственная буквально за все помыслы и поступки своих подданных. Опираясь на идею происхождения своей царской власти от Бога, Иван Грозный отвергал какую бы то ни было возможность установления договорных отношений между ним и его подданными. Отношения царя со своими подданными должны быть отношениями не равных людей, а господина и рабов. В международных отношениях царь также не связан никакими договорами.
Таким образом, Иван Грозный обосновал полную бесконтрольность царя, надзаконный характер царского произвола. Доктрина, предложенная Иваном IV, противоречила традиционным русским представлениям о сущности верховной власти.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История политических и правовых учений

    Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
    подробнее
      Сократ (469-399 гг. до н.э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Его взгляды дошли до нас благодаря его ученикам (в особенности ...
      подробнее
        Томас Гоббс (1588—1679) — сын сельского священника и выпускник Оксфорда, работал гувернером в семействе лорда Кавендиша, графа Девонширского, некоторое время наставлял в науках наследника английского престола — будущего короля Карла II Стюарта. К ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com