поиск по сайту

Внутриполитические реформы Ивана Пересветова


Иван Семенович Пересветов — один из видных русских мыслителей XVI в., профессиональный военный, служил в Венгрии, Чехии, Молдавии. Основные сочинения: «Повесть об основании и взятии Царьграда», «Сказание о Магмет-салтане», «Сказание о Константине», «Первое предсказание философов», челобитные Ивану IV, получившие у историков наименования «Малая челобитная» и «Большая челобитная».

Свои мысли Иван Пересветов излагает, основываясь не на Священном писании, как это было принято в ту эпоху, а на историческом опыте Византии и Турецкой империи. Поэтому Пересветова можно отнести к числу мыслителей светского направления в русской политической идеологии XVI в.

Ключевыми категориями его теории выступают понятия «правда» и «вера». Иван Пересветов придает правде значение самого важного явления в жизни любого государства. Беззаконние и неправда — основные причины всех пороков государственной жизни. Идеальным является взаимопроникновение веры и правды. Однако Пересветов прямо указывает, что процветание государства зависит от того, как соблюдается в нем правда: «Бог любит не веру, а правду». Потеря в государстве правды влечет за собой его гибель.

Иван Пересветов вкладывает в уста турецкого властителя уроки, которые должен извлечь из падения Византии русский царь.
Пересветов критикует боярский произвол и выступает за единоличное правление царской власти, указывая в то же время, что деятельность Магмет-салтана, который рассматривается как прототип идеального правителя, сочеталась с Советом. Таким образом, Пересветов проводит мысль о необходимости функционирования сословно-представительного органа, обладающего законодательным авторитетом.

Далее мыслитель предлагает провести в государстве ряд реформ, направленных на укрепление и централизацию государственной власти. Прежде всего, была предусмотрена административно-финансовая реформа: взимание всех доходов в государственную казну, отмена наместничества и вся выплата жалованья из государственной казны по заслугам вельмож, чтобы устранить произвол и мздоимство со стороны чиновников («чтобы не прель- щалися неправдою судити»). Сборщики налогов должны были контролироваться со стороны специально назначаемых царем чиновников.

При наличии в казне денег нужно провести военную реформу: ликвидировать боярское ополчение, назначить военным людям жалованье из казны в соответствии с их заслугами, увеличить численность регулярного войска и хорошо его обучить, предусмотреть резерв для формирования войска в виде воинской повинности. С военной реформой связано серьезное реформаторское предложение Пересветова о необходимости ликвидации холопства. Порабощенные люди — плохие бойцы, а потому в войске должны служить лично свободные. Не одобрял Пересветов и порабощения в мирной жизни, считая его противным христианской религии.

Для реализации «правды» Пересветов предлагает концепцию судебной реформы: введение прямого суда и устранение местничества (назначение всех судей центральной властью). Судьи должны судить по «Судебным книгам», рассылаемым царем во все суды. Предусматривалось применение к судьям суровых наказаний за вынесение неправосудных приговоров, наказание судей за взятки и лихоимство.

Предлагалась и реформа военного судопроизводства. Воинов судят командиры их полков, причем судят «беспошлинно и беспосулно, и суд их совершается вскоре». Военному суду подведомственны дела о трусости на поле боя, переход к врагу, насильственное задержание пленного, пьянство на службе, татьба, насилие по отношению к мирному населению и некоторые другие. Пересветов предлагал жестокую систему наказаний, назначаемых без учета социального положения виновного и в соответствии с тяжестью его вины.

За соблюдение законности в военных и гражданских судах должны были следить десятские, сотские и тысяцкие.

В «Сказании о Магмет-салтане» Иван Пересветов прямо связывает судьбу православной христианской веры с судьбой Русского государства. Греки, отмечает он, правду потеряли, и Бога разгневали, и веру христианскую отдали неверным на поругание.

Таким образом, Иваном Пересветовым были предложены программы судебной, военной и административно-финансовой реформ. Многие предложения Пересветова были реализованы на практике.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.) стоит у истоков спора между славянофилами и западниками, является автором восьми «Философических писем», «Апологии сумасшедшего». После публикации первого письма в 1836 г. в журнале «Телескоп» его автор был ...
    подробнее
      Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — самый знаменитый ученик Платона. Наиболее известными произведениями Аристотеля являются «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая у ...
      подробнее
        Джон Адаме (1735-1826) - второй президент США, противник правления большинства, один из предтеч современного консерватизма («В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки»). Государство и право выводил из природной ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com