поиск по сайту

Концепция Филофея «Москва
третий Рим»


Псковский монах Филофей (ок. 1465 — 1542) в своих посланиях к великим московским князьям Василию III и Ивану IV сформулировал концепцию «Москва — третий Рим», направленную на возвеличивание России после завоевания Константинополя турками в 1453 г.

Политическая концепция «Москва — третий Рим» обосновывала мессианскую роль России в мировой истории. Главная его идея — это идея «Ромейского царства». Филофей не отождествляет «Ромейское царство» с реальными государствами — Византией (вторым Римом) или Древним Римом (первым Римом). В его представлении это царство Господа Бога — идеальное царство, которое называется «Ромейское» только потому, что именно в Риме произошло впервые соединение христианской религии с государственной властью. Судьба любого государства зависит от отношения власти и населения к христианской вере. Если государства отступают от веры, то они погибают, как это случилось с Византией и Римским государством.

Филофей видел предназначение Русского государства быть не Империей, а Святой Русъю, средоточием не материального, а духовного — воплощением не грубой материальной силы, а силы духовной. Говоря, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать, Филофей выражал тем самым не свою уверенность в несокрушимости Русского государства, но мысль о том, что в случае, если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носителя образа «Ромейского царства» на земле не будет.

Автор концепции убежден, что Русь получила христианство не из Византии, а непосредственно из первоисточника — Древнего Рима.
Идея несокрушимости русского царства и его мессианской роли в истории вынуждают Филофея обратиться к анализу природы и назначения царской власти. Власть носит божественный характер, а боговенчанный христианский царь рассматривается не только как глава государства, но и как хранитель Святой Руси. Царь ответствен перед богом за сохранение государства. Сохранение православной веры — это сохранение самого государства.

Идея «Москва - третий Рим» поддерживалась во многих произведениях и отражала реально происходивший процесс централизации русского государства.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835, «Опыт установления границ деятельности государства») придерживается разграничения «гражданского общества» и государства. Гражданское общество и государство различаются по трем основаниям (соответственно): система ...
      Ганс Кельзен (1881 — 1973 гг.) — автор чистой теории права — изложил свои взгляды в произведениях «Чистое учение о праве» (1934), «Право Объединенных Наций» (1950) и др. По мнению Кельзена, правоведение, сложившееся на рубеже XIX—XX вв., не отвечает ...
        Киевской Русью в исторической науке называют Русское государство с центром в Киеве, зародившееся приблизительно в VIII в. и окончательно сложившееся во второй половине IX в. Политическая и правовая мысль Киевской Руси проявляется в виде совокупности ...




        © 2006-2022 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com