поиск по сайту

Поучение Владимира Мономаха


Владимир Мономах (1053—1125 гг.) свою мировоззренческую позицию изложил в сочинении, вошедшем в историю русской литературы под названием «Поучение» (текст дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи). Поучение адресовано детям Владимира, а в более широком смысле — всем лицам, причастным к управлению.

В своем «Поучении» Владимир особо подчеркивал необходимость соблюдения договоров, которые скреплялись в то время крестоцелованием: «Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей».

Владимир Мономах раньше всех русских князей и яснее их всех осознал, что в новой социально-политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают важное политическое значение. Автор «Поучения» исходил из того, что власть — это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Власть не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Князь должен свято соблюдать все христианские заповеди, быть милосердным, справедливым, честным, остерегаться лжи, блуда и пьянства, чтить старших, прислушиваться к мудрым советам, подавать милостыню нищим и проч.

По мнению Владимира, князь — это великий труженик. Он просил, в частности, своих детей самолично за всем наблюдать в своем доме, не полагаясь на тиуна или отрока. Советовал им, будучи на войне, не надеяться на воевод, самим снаряжать сторожей, самим расставлять ночью стражу и спать среди воинов, не расставаясь с оружием.
Честь себе князь приобретает не положением своим, а знанием. Князь должен быть образованным человеком: «что умеете доброго не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Князь, согласно представлению Владимира Мономаха, также милосердный судья: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души».

При определении соотношения светской и церковной властей Владимир отводит церкви почетное, но все же подчиненное светской власти место. Он призывает уважать «чернеческий или поповский чин», но отдавать предпочтение мирским людям, которые помогают своей стране «добрыми делами», в отличие от монахов, заботящихся о спасении собственной души.

Поучение Владимира Мономаха рисует образ справедливого князя-труженика, заботящегося о благе всех своих подданных.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История политических и правовых учений

    Василий Никитич Татищев (1686—1750, «История российская») происходил из знатного дворянского рода, дважды назначался на Урал в качестве главного правителя горных заводов; был начальником Оренбургской экспедиции и астраханским губернатором; в 1745 г. ...
    подробнее
      Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814, «Основные черты современной эпохи») — создатель философской концепции политики и права, в основу которой положен принцип свободы и разумности человека. Критерием степени развития эпохи, по мнению Фихте, является ...
      подробнее
        Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», «История государства Российского») — известный русский историк, писатель, противник каких-либо либеральных реформ, представитель ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com