поиск по сайту

Слово о Законе и Благодати Иллариона Киевского


Одним из первых политических трактатов Киевской Руси является «Слово о Законе и Благодати» Иллариона (сам Илларион называет свое произведение «О законе Моисеем данном, и о Благодати и Истине, Христом бывшим, Повести си есть»). В историю православной русской церкви Илларион вошел как первый митрополит из русских. «Благодать и Истина» — понятия, которыми Иларион обозначает христианское учение, изложенное в Новом завете. Воплощение Благодати — Христос, сын Божий. Сравнение Закона и Благодати, которое дается в произведении Илариона, — это противопоставление двух религиозных учений, двух мировоззренческих систем — иудаизма и христианства. Сравнивая иудаизм и христианство, Илларион приходит к выводу о благотворном влиянии христианства.

«Слово» состоит из трех частей. В первой части Илларион анализирует взаимосвязь между ключевыми понятиями «закон» в Ветхом завете и «истина» в Новом завете. Илларион формулирует религиозно-правовую концепцию мира. Он четко различает понятия закона как внешнего установления, регулирующего насильственными мерами повеление человека в обществе, и истины, выражающейся в высоком нравственном состоянии человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивном воздействии закона. Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени, когда люди еще не постигли истину. Однако закон и благодать не противопоставляются друг другу — благодать воспринимается человечеством благодаря закону, а не вопреки ему.

Похвала князю Владимиру составляет вторую часть «Слова о Законе и Благодати». Илларион говорит, что этот князь выступал в качестве не только главы государства, но и духовного пастыря своего народа. Первейшей его заслугой было, по мнению Иллариона, распространение на Руси православной веры — благоверия. Сила православной веры заключается в теснейшем союзе ее с государственной властью. Согласно Иллариону, божественное происхождение имеет не власть верховного правителя в государстве, а «разум в сердце его». Князь при осуществлении власти должен ориентироваться на христианские заповеди. Власть над людьми князь получает не от Бога, а по наследству от славных предков своих — русских князей. Илларион понимает княжескую власть не столько в качестве совокупности властных полномочий или высшего сана, но, скорее, в качестве процесса свершения благих дел для Русской земли. Основным средством управления являются не столько меры жесткого юридического характера, сколько моральное воздействие. Высшая цель управления государством — обеспечение интересов всех подданных.

Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед Русским государством. Главная задача — обеспечение мира. Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь, реализуя его, предотвратить войну, организовать хорошее внутреннее управление страной. Время избранности одного народа прошЛо, все народы являются равноправными. Божественное учение равно распространяется на всех без исключения людей. Илларион подчеркивает равное положение Руси среди других государств.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    XVIII век — это век Просвещения. Просвещение - влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму, идеология умеренной буржуазии, стремившейся утвердить свое экономическое и политическое влияние. Деятели Просвещения ...
    подробнее
      Политико-правовые доктрины Просвещения нашли свое практическое воплощение в ходе Французской революции (1789-1794 гг.). В истории Французской революции принято различать три главных этапа. На первом этапе (1789—1792 гг.) власть захватили сторонники ...
      подробнее
        Морис Ориу (1859-1929, «Принципы публичного права») — французский правовед, декан факультета права Тулузского университета — разработал неолиберальную версию теории плюралистической демократии - теорию институционализма. Ориу истолковал проблему ...
        подробнее




        © 2006-2020 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com