поиск по сайту

Политико-правовая идеология средневековых юристов


После распада Римской империи римское право отходит на второй план. Отношения в средневековом обществе регулируются на основании варварского обычного права, а также некоторых положений римского права. В случае обнаружения коллизий правоприменительная практика шла по пути применения наиболее целесообразного и справедливого предписания.

Находка в XI в. рукописей Дигест Юстиниана дала начало изучению римского права в университетах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших римское право. Легисты-глоссаторы отражали интересы светских феодалов и отстаивали верховенство светской власти в решении государственных вопросов. Основное внимание они уделяли комментированию классических памятников римского права.

Наиболее видными глоссаторами являлись Ирнерий, его ученики Булгар, Мартин, Гуго и Якоб. Большинство легистов (юристов) утверждало, что народ передал императорам всю власть, которая неограниченна и наследственна, а главным источником права являются законы, установленные светской властью императоров, королей, городов.

Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы, комментаторы, применявшие правила схоластической логики к обработке материала, собранного глоссаторами. Наиболее видными постглоссаторами были испанский юрист Раймунд Луллий (1234-1315) и итальянбкий профессор Бартол де Саксоферрато (1313 или 1314-1357).
Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали и преподавали букву римского права, но и стремились обобщать и систематизировать правовые понятия, соединять или согласовывать основные положения римского права с понятиями современного им канонического, городского, обычного права. В центре их внимания стоял также вопрос о соотношении положительного и естественного права, где предпочтение отдавалось второму, т.е. в случае несоответствия закона естественному праву положительное право не должно применяться. Естественное право сильнее воли императоров. Однако применение подобных взглядов на практике нередко приводило к произволу со стороны судей.

В противовес школам легистов в XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, положения Библии. Источником естественного права они считали божественный закон, изложенный в священных книгах, а единственным источником человеческого права - обычай.

С начала XVI в. складывается гуманистическое направление в юриспруденции, представителями которого являются Будаус (1467-1540, Франция), Ульрих Цазий (1461-1535, Германия), Альциат (1492-1550, Италия). Представители данного направления видят основную задачу юристов в толковании правовых норм и приспособлении их к новым жизненным условиям, а не их оценку с позиций справедливости.

Основная заслуга глоссаторов и постглоссоторов заключается в обосновании усиления централизации власти императоров, освобождения государства от опеки церкви, а также в изучении и рецепции многих институтов цивилистического римского права в большинстве государств Европы.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Николай Михайлович Карамзин (1766-1826, «Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», «История государства Российского») — известный русский историк, писатель, противник каких-либо либеральных реформ, представитель ...
      Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740-1789) — профессор юридического факультета Московского университета. Основные работы: «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской Империи», «Слово о прямом и ...
        Софисты (V в. до н.э.) были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Среди софистов не было единства во взглядах. Различаются два поколения софистов: старшие (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и ...
          В середине XVIII в. под псевдонимом Морелли (около 1715 — ?) было опубликовано несколько произведений, посвященных социально-политическим проблемам («Базилиада», «Кодекс природы, или истинный дух ее законов»). В «Кодексе природы» описывается проект ...
            Фридрих Ницше (1844-1900 гг., «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла») — немецкий ученый, автор аристократической теории государства и права. Ницше впервые ...
              Юрий Крижанич (1618—1683 гг.) родился в Хорватии, получил духовное образование. В 1659 г. поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу, а в 1661 г. по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск. В Москву возвратился в 1676 ...
                Андрей Курбский (1528-1583 гг.) принадлежал к знатному княжескому роду Рюриковичей. Его взгляды изложены в различных посланиях, а также в «Истории о великом князе Московском». Курбский был глубоко религиозным человеком, поэтому все его ...
                  Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.) стоит у истоков спора между славянофилами и западниками, является автором восьми «Философических писем», «Апологии сумасшедшего». После публикации первого письма в 1836 г. в журнале «Телескоп» его автор был ...
                    Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — самый знаменитый ученик Платона. Наиболее известными произведениями Аристотеля являются «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая у ...
                      Джон Адаме (1735-1826) - второй президент США, противник правления большинства, один из предтеч современного консерватизма («В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки»). Государство и право выводил из природной ...
                        Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.) — идеолог теории стяжания, автор «Просветителя, или обличения ереси жидовствующих», Духовной грамоты, посланий различным людям. В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестяжательство как на личную жизнь монахов, ...
                          Нестяжательство — это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI в. Названия «нестяжатели» они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com