поиск по сайту

Светское учение о государстве и обществе Данте


Данте Алигьери (1265-1321)— итальянский поэт- юрист, автор «Божественной комедии», выразитель интересов флорентийских пополанов (торгово-ремесленных кругов). Свои идеи о создании централизованного национального государства Данте изложил в трактате «Монархия» (1312).

Творчество Данте отражает кризис средневекового теологического правосознания. Он осуждает царящие алчность и пороки, критикует деятельность католической церкви, развращенной богатством и светской властью.

Анализируя различные теории, доказывающие приоритет церковной власти, Данте приходит к выводу о необоснованности притязания церкви на осуществление государственной власти.

Для установления социального мира и прекращения междуусобиц необходимо создать космополитическое государство — монархию. «Род человеческий оказывается в наилучшем состоянии тогда, когда управляется единственным правителем, как единственным своим движущим началом и единственным законом, и как единственным движением, в своих собственных движущих началах и движениях, то представляется необходимым, чтобы для благоденствия мира существовала монархия, или единственная власть, именуемая империей».
Империя рассматривается как правовое установление и носитель универсального, божественного начала в мире. Данте анализирует многочисленные достоинства монархии. «Мир лучше устроен, если высшую силу в нем имеет справедливость. Справедливость же имеет высшую силу в мире лишь тогда, когда она свойственна тому, кто обладает высшей волей и властью». Живущий под властью монарха наиболее свободен. Данте подчеркивает идею того, что «государственный строй не устанавливается ради законов, а законы устанавливаются ради государственного строя, так и живущие сообразно законам не столько сообразуются с законодателем, сколько этот последний сообразуется с ними».

Данте считает необходимым создание космополитического союза феодальных государств, основывающегося на принципах общего блага, свободы и законности, где монарх служит старейшиной. Император-мудрец должен обладать непререкаемым авторитетом для всех. Император благодаря его сану имеет все, поэтому свободен от алчности и корысти и преисполнен любви к ближним. Эта любовь обеспечивает свободу и справедливость для его подданных. Справедливость понимается как правовой порядок, при котором власть используется исключительно ради общего блага.

Данте считает, что цели существования папы (как носителя духовной власти) и императора (представляющего светскую власть) кардинально различаются. С точки зрения мыслителя, власть империи не имеет своей причиной власть верховного первосвященника, эта власть зависит непосредственно от Бога. Император ответствен перед богом, а не перед церковью. Таким образом, Данте создал антитеократическую концепцию, где четко разграничиваются светская и духовная власти.

Данте Алигьери является одним из раннегуманистических авторов, подготовивших переход от теократического мировоззрения к светскому.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Кун Фу-цзы (дословно — учитель Кун), или Конфуций (551—479 гг. до н.э.), — один из самых известных философов и педагогов Древнего Китая. Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Опираясь на ...
      Иван Семенович Пересветов — один из видных русских мыслителей XVI в., профессиональный военный, служил в Венгрии, Чехии, Молдавии. Основные сочинения: «Повесть об основании и взятии Царьграда», «Сказание о Магмет-салтане», «Сказание о Константине», ...
        Шарль Фурье (1772—1837, «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Новый промышленный и социетар- ный мир») стремился сформулировать неизбежность установления социализма. В основе социальной теории Ш. Фурье лежит учение о природе человека и ...
          Этьен Кабе (1788—1856) — видный французский теоретик коммунизма, автор известного романа «Путешествие в Икарию», написанного в духе традиций утопического романа XVI—XVIII вв. и представляющего собой записки английского путешественника о ...
            Особенности политико-правовых учений Древнего Востока заключались в том, что существовала религиозно-мифологическая форма представлений о государстве и праве, т.е. отсутствовало рациональное объяснение явлений природы. Политико-правовые учения не ...
              Основные идеи древнекитайского легизма изложены и грактате IV в. до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правители области Шан»), Основоположник легизма - Гунсунь Ян (390 338 гг. до н.э), известный под именем Шан Ян, служивший правителем области Шан во ...
                Немецкий государствовед Георг Еллинек (1851 — 1911, «Социально-этическое значение права, неправды, наказания», «Система субъективных публичных прав», «Общее учение о государстве») попытался соединить формально-догматическое понимание государства и ...
                  Усиление феодальной эксплуатации, политическая раздробленность Германии (более 300 княжеств, земель и т.д.), установление княжеского абсолютизма, возникновение в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейских государств, ...
                    XVIII век — это век Просвещения. Просвещение - влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму, идеология умеренной буржуазии, стремившейся утвердить свое экономическое и политическое влияние. Деятели Просвещения ...
                      Политико-правовые доктрины Просвещения нашли свое практическое воплощение в ходе Французской революции (1789-1794 гг.). В истории Французской революции принято различать три главных этапа. На первом этапе (1789—1792 гг.) власть захватили сторонники ...
                        Морис Ориу (1859-1929, «Принципы публичного права») — французский правовед, декан факультета права Тулузского университета — разработал неолиберальную версию теории плюралистической демократии - теорию институционализма. Ориу истолковал проблему ...
                          Интегративная юриспруденция — подход, который пытается выработать новые, наиболее оптимальные подходы к пониманию права, преодолеть односторонность методологических подходов и установок, свойственных юридическому позитивизму и естественно-правовым ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com