поиск по сайту

Политическая и правовая теория Аристотеля


Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — самый знаменитый ученик Платона. Наиболее известными произведениями Аристотеля являются «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая у него тесно связана с этикой. Объект изучения политической науки и этики — прекрасное и справедливое. Основными методами изучения политики у Аристотеля выступают сравнительный и метод эмпирического наблюдения (обобщение политического опыта 158 греческих полисов).

Аристотель отрицает идеализм Платона. По мнению Аристотеля, каждая вещь — единство формы и материи. Материя — «то из чего состоит вещь», она пассивна и безжизненна, не способна сама по себе ничего породить. Форма (идея) - сущность вещи, источник ее .существования как отдельной вещи. Какую бы форму ни составляла вещь, она в то же время составляет возможность новой формы. Человек — это душа, имеющая два начала: разумное и волевое. Основное начало — разум. Разум призван контролировать природные импульсы человека, направлять его на путь добродетели («середины между крайностями»), К основным добродетелям человека Аристотель относит мужество, щедрость и скромность.

Всеобъемлющей добродетелью является справедливость. Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую («арифметическое равенство», распределение поровну, сфера применения - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д.) и распределяющую («геометрическое равенство», деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения). При распределяющей справедливости возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). Этот вид справедливости царит в политических отношениях. Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их автаркию (самоудовлетворенность).
Человек по природе своей существо политическое, и в государстве завершается генезис этой политической природы человека. Государство — высшая форма общения, обнимающая собою все остальные формы общения. Аристотель говорит о трех формах общения: семья, селение и государство. Первой формой общения была семья, где преобладали господские (власть домоаладыки), супружеские и родительские властеотношения. По мере роста потребностей и обмена семьи объединяются в селения, а затем в государство. Таким образом, государство - продукт естественного развития. Аристотель переносит отношения патриархальной семьи на государство (патриархальная теория происхождения государства). «Варвары» - люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни. Политическая власть исходит из отношений свободы и равенства, и этим принципиально отличается от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.

Государство — «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Отмечая сложность понятия государства, Аристотель отмечает, что по форме оно представляет «известного рода организацию» и объединяет определенную совокупность граждан. Гражданином является тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть «достаточная для самодовлеющего существования» совокупность граждан.

Форму государства Аристотель характеризовал как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. Формы государства классифицируются по числу властвующих (один, немногие, большинство) и достижению общего блага (польза для всех или деятельность в интересах личного блага). Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия и демократия. В каждой форме имеются свои разновидности в зависимости от сочетания формообразующих элементов. Наихудшая форма правления — тирания. Аристотель критикует крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, но с одобрением относится к умеренной цензовой демократии, основанной на примирении богатых и бедных и господстве закона.

Наилучшая форма правления — полития, где правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «срединная форма», соединяющая в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Признаки политии: основой государства является средний класс, население достаточное и легко обозримое (не более 10 тыс. граждан), территория государства одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку, достаточна для удовлетворения умеренных потребностей; преобладает частная собственность на землю средних размеров; власть принадлежит «воинам», которые вооружаются за собственный счет; в число граждан не входят женщины, рабы, ремесленники и торговцы; умеренный климат; особый характер граждан (ум и мужество); соединение сословного деления с возрастным (военное - юность, законосовещательное — зрелость, жреческое — старость). Аристотель критикует Платона за предлагаемые им общность имущества, жен и детей. Частная собственность, по его мнению, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. В лучшем государстве должно быть большое число рабов.

Война, считает философ, нужна не для порабощения других народов, а, прежде всего, для того, чтобы самим не попасть в рабство. Рабство же покоится на самой природе вещей: «Неизбежно приходится согласиться, что одни люди - повсюду рабы, другие — нигде таковыми не бывают». Война - средство приобретения тех, кто уже является рабом, «охота» на рабов по природе.

Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость. Общество не может существовать без законов и права. Политическое право делится им на естественное и условное (воле- установленное). «Что касается политического права, — пишет он, — то оно частью естественное, частью условное. Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право — то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается». К условному праву Аристотель относит установления закона (писаного и неписаного — обычное право) и всеобщих соглашений. Существенным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву: «всякий закон в основе предполагает своего рода право». Политическое правление — это правление закона, а не людей, поскольку правители подвержены чувствам и аффектам, закон же — «уравновешенный разум».

Аристотель является основоположником политической науки. Его взгляды оказали огромное влияние на развитие духовной жизни античной эпохи, Средневековья и Нового времени.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История политических и правовых учений

    Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) — поэт, драматург, композитор, музыковед — родился в Женеве. Его произведения: «Рассуждения на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (представлено на конкурс, объявленный Дижонской ...
    подробнее
      Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Па- дуанский (ок. 1280-1343 гг.), бывший некоторое время ректором Сорбонны, написал книгу «Защитник мира» (1324 г.), в которой выступил с протестом против притязаний католической церкви на светскую ...
      подробнее
        Французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857, «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества») предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com