поиск по сайту

Политико-правовые взгляды софистов


Софисты (V в. до н.э.) были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Среди софистов не было единства во взглядах. Различаются два поколения софистов: старшие (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младшие (Фрасимах, Калликл, Ликофрон, Алкидамант и др.).

Софисты анализировали право и государство с позиций релятивизма, апеллируя к природе, отказываясь от сверхъестественного в правовых объяснениях. У них мерой поведения выступает обычный человек, а не бог или герой. Известно крылатое выражение Протагора (481 — 411 гг. до н.э.): «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Государство рассматривалось Протагором как результат политического искусства, непосредственного волеизъявления самих людей, скрепленного договором, имеющим целью безопасность и интересы граждан. Полис — воплощенная идея права, регулирующая отношения между равными. Люди равны одинаковой сопричастностью к мудрости. Существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой мыслитель относит справедливость, рассудительность и благочестие. Добродетели можно воспитать.

Теория закона Протагора основывается на принципе этического релятивизма (относительность морали). В оценке того, что является добром или злом, следует исходить из личной, а лучше государственной выгоды. Закон — совместное установление граждан, выражающее «взаимную справедливость». Таким образом, софисты внесли в теорию права идею о законе как о взаимном соглашении людей.

Горгий (ок. 483—375 г. до н.э.) различает «писаные законы» и неписаную справедливость, которая характеризуется им как «сущность дел», «божественный и всеобщий закон».
Гиппий из Элиды (460—400 гг. до н.э.) первым среди софистов в духе естественно-правового учения резко противопоставил природу и полисный закон. Природа (природа вещей) предстает в качестве истинного, естественного права, которое противостоит ошибочному, искусственному, полисному закону.

Естественно-правовые представления развивал (около 400 г. до н.э.) и софист Антифонт, который обосновывает положение о равенстве всех людей по природе, отмечая, что все люди имеют одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из человеческих (полисных) законов.

Фрасимах из Халкедона рассматривал политику как область проявления человеческих сил и интересов, где господствует принцип сильнейшего. Несправедливость в политических отношениях оказывается целесообразнее и выгоднее справедливости. Фрасимах отметил роль насилия в деятельности государства.

Школа софистов положила начало гуманизации правовых и государственных институтов, поставив во главу исследования человека, а не божественное начало.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Псковский монах Филофей (ок. 1465 — 1542) в своих посланиях к великим московским князьям Василию III и Ивану IV сформулировал концепцию «Москва — третий Рим», направленную на возвеличивание России после завоевания Константинополя турками в 1453 г. ...
      Австриец Фридрих фон Хайек (1899-1992) - экономист, политолог, правовед, автор произведений «Дорога к рабству», «Конституция свободы», «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» и др. Хайек считает, что вмешательство государства в ...
        Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в «Книге о дао и дэ» («Дао дэ цзин»). Основное понятие даосизма — понятие «дао» — ...




        © 2006-2021 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com