поиск по сайту

Периодизация и общая характеристика политико-правовых учений Древней Греции


Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов. Сущность полиса заключалась в объединении государства и общины в единый социальный организм. Полис — город-государство с прилегающей к нему сельскохозяйственной местностью. Жизнь в полисе была сопряжена с постоянной борьбой между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате этой политической борьбы власть в полисах приобретала разнообразные формы (аристократия, демократия, тирания, олигархия). Небольшое число жителей полисов определяло их активное участие в политической деятельности.

В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяются три периода.

1. Ранний период (IX—VI вв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период политико-правовые представления носят преимущественно мифологический характер и развиваются в поэмах Гомера, Гесиода, в творчестве «семи мудрецов», начинает формироваться философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит).

2. Второй период (V — первая половина IV в. до н.э.) — это время расцвета древнегреческой политико-правовой мысли, нашедшей свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.

3. Третий период (вторая половина IV—II в. до н.э.) — период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадания греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

В отличие от Древнего Востока, где политико-правая идеология носила прикладной характер и существовала в форме мифов, поучений, религиозных верований, в Древней Греции политические идеи постепенно приобретают форму теорий, т.е. характеризуются рациональностью, целостностью и системностью. Политико-правовые идеи Древней Греции не представляют собой особой формы общественного сознания, а развиваются в рамках особого теоретического мировоззрения — философии. Поэтому именно в Древней Греции были заложены основы понятийного аппарата современной юридической и политической науки. В процессе развития древнегреческой политико-правовой мысли ранние мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно модифицируются в философский подход к государственно-правовым явлениям («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), переходят к рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и зачаточным формам эмпирического (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.

Классовая природа ранних древнегреческих государств, появление классов с различными потребностями обусловили значительное внимание древнегреческих мыслителей к построению модели рационального (идеального) государства и поиску справедливых начал человеческого общежития. Фундаментальная ценность политико-правовой мысли Древней Греции - индивидуальная свобода. Свобода, а соответственно и полноправное участие в политической жизни полиса, принадлежали только лично свободным гражданам. Для Древней Греции характерен плюрализм подходов к государственно-политическим и правовым явлениям, отражавший борьбу различных группировок за власть.


Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Еще из раздела История политических и правовых учений

    Консерватизм представлял собой реакцию на Французскую революцию. Наибольшую критику консерваторов вызывал выдвинутый Ж.-Ж. Рycco принцип народного суверенитета, получивший умозрительное обоснование. При помощи разума невозможно понять государство и ...
    подробнее
      Евгений Эрлих (1862-1922 гг., «Основы социологии права») стремился изучать право как прикладной, функциональный институт, тесно связанный с другими социальными явлениями (экономикой, политикой, межнациональными отношениями и т.д.). Эрлих стремился ...
      подробнее
        Псковский монах Филофей (ок. 1465 — 1542) в своих посланиях к великим московским князьям Василию III и Ивану IV сформулировал концепцию «Москва — третий Рим», направленную на возвеличивание России после завоевания Константинополя турками в 1453 г. ...
        подробнее




        © 2006-2019
        ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com