поиск по сайту

Политические и правовые идеи моизма


Основатель моизма Мо-цзы (479—400 гг. до н.э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступал с обоснованием естественной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Из 71 главы книги Мо-цзы 18 были утеряны безвозвратно.

Мо-цзы по-новому трактовал традиционное понятие «воля неба» и подчеркивал, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу».

Моизм отстаивает идею равенства всех людей. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало свиней, диких кабанов, не поило вином, не давало в изобилии зерно, чтобы (люди) почтительно служили небу. Разве это не есть выражение всеобщности, которой обладает небо? Разве небо не кормит всех?»

Мо-цзы выдвинул идею естественного, в форме некоего общественного договора, происхождения государства. В древности не было управления и наказания, «у каждого было свое понимание справедливости», между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба... Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок».
Мудрое управление должно сочетать «наставления народа с наказаниями». Ссылаясь на примеры прошлого, Мо-цзы подчеркивал, что власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на поведение людей, опираться на хорошие традиции, законы и моральные принципы.

Особое внимание Мо-цзы обращает на значение мудрого подбора советников, которые служат опорой правителю. Для того, чтобы привлечь на службу мудрых людей, правитель должен наделить их высоким чином, большим жалованием и дать в подчинение людей, чтобы народ боялся и уважал их. «Почитание мудрости позволяет осуществлять мудрое управление государством и добиваться следования образцу неба». Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.

Международные проблемы, по мнению Мо-цзы, должны решаться мирным путем. «Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться добиться мощи и славы - это все равно что заставить всех людей Поднебесной пить одно лекарство для лечения разных болезней, ибо пользы от этого, может быть, будет лишь четырем-пяти человекам...»

Моизм выражал интересы ремесленничества и крестьянства Древнего Китая и был направлен на критику основных положений аристократической концепции управления Конфуция.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Как и любая наука, история политических и правовых учений выполняет определенные функции. Функции истории политических и правовых учений: 1) познавательная функция выражается в познании и объяснении различных политико-правовых доктрин, учений на ...
    подробнее
      Консерватизм представлял собой реакцию на Французскую революцию. Наибольшую критику консерваторов вызывал выдвинутый Ж.-Ж. Рycco принцип народного суверенитета, получивший умозрительное обоснование. При помощи разума невозможно понять государство и ...
      подробнее
        Евгений Эрлих (1862-1922 гг., «Основы социологии права») стремился изучать право как прикладной, функциональный институт, тесно связанный с другими социальными явлениями (экономикой, политикой, межнациональными отношениями и т.д.). Эрлих стремился ...
        подробнее




        © 2006-2019 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com