поиск по сайту

Политические и правовые идеи в Древнем Египте


Самые ранние представления о государстве и праве возникают в Древнем Египте. Эти взгляды не носят теоретического характера и не оформлены в политико-пра- вовые концепции, являются органической частью религиозно-мифологического мировоззрения. Первоисточником всего земного, общественного и политического устройства является божественное, сверхъестественное начало. Правила поведения в древнеегипетском обществе также определялись божественными установлениями. Мифология Пыла призвана легитимировать власть фараонов, внушить представления о справедливости и неизменности существующего порядка.

В «Мемфисском богословском трактате» (период Древнего царства 2778—2260 гг. до н.э.) жрецы бога Птаха объ- испяют процесс возникновения первоначального порядка из хаоса путем достижения гармонии и соответствия божественного и земного правления. Олицетворением справедливости и правосудия у древних египтян выступала бо- I иця Маат. Причем основная задача фараона — утвердить Млат вместо Хаоса. Фараон наделялся многими божественными свойствами и необыкновенными способностями. Например, в эпоху Среднего царства (2040—1786 гг. до н.э.) верховным божеством был Амон, который отождествлялся с древним богом солнца Ра, а фараон объявлялся Амон-Ра. Фараон осуществляет управление государством посредством широко разветвленного бюрократического аппарата. В сохранившихся актах фараона, инструкциях визирю закреплены важнейшие принципы судопроизводства и государственного управления: законность, справедливость, централизм, поднадзорность всех действий и прочее. Фараон при осуществлении управления должен был следовать принципам добропорядочности и справедливости. Боги совместно с фараоном продолжают совершенствовать существующий законный порядок, донося свою истину через жрецов. По традиции после смерти фараона собиралось собрание, которое решало достойно ли он правил, и имеет ли он право на соответствующие почести при погребении.

В «Речении Ипусера» (1750 г. до н.э.) описывается восстание низов против египетской знати. Основной причиной восстания, по мнению автора Речения, является несоблюдение традиций, пренебрежение законами. Этот памятник интересен еще и тем, что в нем дается критика действиям фараона и обосновывается идея ответственности верховной власти, фараона. Основным способом предотвращения в последующем восстаний является упрочение власти фараона, его справедливое правление.

В «Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.) обосновывается идея об иерархичности египетского общества, где на вершине находится бог, фараон, а в основании — простой народ.
Правовое мировоззрение Древнего Египта жестко увязывалось с ритуалом, погребальным культом. После смерти душа может существовать только при сохранении тела (поэтому мумификация и пирамиды). После смерти человек предстает на суд Осириса. В «Книге мертвых» (XXV в. до н.э.) говорится, что суд состоял из 42 богов, каждый из которых ведал каким-то грехом. Умерший должен был произнести клятву. Вот некоторые ее положения: «Я не делал вероломно зла никакому человеку, я не делал мерзостей в жилище истины. Как начальник людей, я не заставлял работать сверх сил. Я никого не убивал. Я никогда не приказывал убивать изменнически. Я не лгал ни одному человеку. Я не грабил запасы в храмах. Я не прелюбодействовал». Богиня Маат взвешивала на своих весах поступки умершего и выносила приговор. Таким образом, в Древнем Египте была сформулирована идея загробного воздаяния в зависимости от поведения человека при жизни.

Юридическая мысль Древнего Египта оказала существенное влияние на политико-правовые воззрения древнегреческих мыслителей.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела История политических и правовых учений

    Как и любая наука, история политических и правовых учений имеет свою методологию — совокупность определенных теоретических принципов, методов и специальных способов исследования генезиса идей о государстве и праве различных стран, выявления ...
      Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835, «Опыт установления границ деятельности государства») придерживается разграничения «гражданского общества» и государства. Гражданское общество и государство различаются по трем основаниям (соответственно): система ...
        Ганс Кельзен (1881 — 1973 гг.) — автор чистой теории права — изложил свои взгляды в произведениях «Чистое учение о праве» (1934), «Право Объединенных Наций» (1950) и др. По мнению Кельзена, правоведение, сложившееся на рубеже XIX—XX вв., не отвечает ...
          Киевской Русью в исторической науке называют Русское государство с центром в Киеве, зародившееся приблизительно в VIII в. и окончательно сложившееся во второй половине IX в. Политическая и правовая мысль Киевской Руси проявляется в виде совокупности ...
            Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754-510 гг. до н.э.), республиканский (509—28 гг. до н.э.), императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Существенную роль в истории Древнего Рима и развитии политико-правовых учений ...
              Формирование политико-правовых учений США проходило в период обостряющегося конфликта между североамериканскими колониями и Англией, вылившегося в освободительную войну 1775-1783 гг. Колонисты-пуритане стремились найти в Америке «землю обетованную», ...
                Политическое и юридическое равенство, провозглашенное в доктринах просветителей в XVIII в., в условиях развивающегося капитализма оказалось фикцией. Резкое имущественное расслоение общества привело к концентрации богатства в руках буржуазии и росту ...
                  Падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период истории Древнего мира и положило начало истории Средних веков. Исторические этапы развития Средневековья: 1. Период раннего Средневековья (V—X вв.) - постепенно складывается ...
                    Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65 гг.), Эпиктет (ок. 50-ок. 140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг.). Их общетеоретиче-, ские представления находились под значительным влиянием философских концепций ...
                      Герберт Спенсер (1820—1903 гг.) является автором всеохватывающей философской системы, которая описана в «Синтетической философии» в 3-х частях («Основания биологии», «Основания психологии» и «Основания социологии»), В 1851 г. Спенсер опубликовал ...
                        Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов. Сущность полиса заключалась в объединении государства и общины в единый социальный организм. Полис — город-государство с ...
                          Представителями славянофильства являются Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, И.В. Киреевский и П.В. Киреевский и др. Славянофилы сформулировали «русскую идею» — православие, самодержавие, народность. Они рассматривают идею ...




                          © 2006-2023 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com