поиск по сайту

Сущность национального самосознания и его компоненты


Человек самый сложный организм в природе, который имеет определенные биологические потребности, функции, инстинкты и другие формы психики. Однако человек еще и существо социальное. Он обладает умом, целеустремленностью, способен к продуктивной деятельности. Бисоциальное начало человека означает также, что его формирование и становление как человека происходит только в сообществе себе подобных людей. Потребность человека в выживании, самоопределении, стремление найти свое место в многочисленном человеческом коллективе привели к складыванию так называемой структуры групповой иерархии. Человеческие группы выделяют как на основе биологических факторов (расы, популяции), так и на основе социальных (классы, профессиональные группы, товарищества по интересам, этнические группы и т. д.). Для выделения отдельных групп необходимы объективные причины, которые приводят к формированию общественного противопоставления «мы — они», что характерно также и для отношений этнического (национального) характера.

Что же представляют собой такие человеческие группы, как «этнос», «нация»? Этнос (от гр. cthnos — племя, народ) — устойчивое сообщество людей, которое исторически сложилось на определенной территории и характеризуется общностью языка, быта, культуры, черт психики и сознания, отраженных в едином названии и представлении об общности происхождения.

Основные исторические формы этноса:

- племя – тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества;
- народность – экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей, появление которой связано со становлением государственности;

- нация (от лат. natio — племя, народ) – высшая ступень самоорганизации этноса, закономерный итог развития консолидационных процессов, который выявляется в кодификации языка, профессиональной, художественной культуре, средствах массовой информации, расширении письменности на массовом уровне, выработке национального самосознания, его широком распространении и усвоении. Процессы консолидации белорусской народности в нацию были значительно активизированы в XIX веке и достигли наивысшего подъема в начале прошлого столетия.

Дав характеристику основным этническим группам общества, необходимо дать определение понятию «самосознание».

Самосознание – это ясное понимание своей сущности, своих отличительных черт, своей роли в жизни, обществе.

Различают виды самосознания: возрастное, религиозное, профессиональное, классовое, национальное, а также его уровни: индивидуальное, общественное, коллективное, научное, бытовое. В данном конкретном случае нас будет интересовать этническое (национальное) самосознание.

Этническое самосознание – это система взглядов и идей, на основе которых происходит выделение этносом себя из этнического мира, осознание основных черт и особенностей своего и других этносов. Этническое самосознание представителей отдельной нации принято называть национальным самосознанием. Оно структурно и содержательно является более сложным, чем другие типы этнического самосознания (племен, народностей).

Развитие национального самосознания представляет собой сложный, длительный и далеко не прямолинейный процесс, связанный с эволюцией самого народа и не всегда характеризующийся закономерными качественными и количественными показателями. Каждое новое поколение, как свидетельствует общественная практика, заново переосмысливает особенности своей общности, формирует национальное самосознание в соответствии с современным ему миром. В наиболее сложные периоды истории этноса, когда происходит ломка существующих общественных отношений, процессы формирования национального самосознания идут наиболее интенсивно. В обществе возрастает потребность осмыслить опыт прошлого своего народа, сформулировать перспективы его развития и на этой основе построить некую целостную социально-историческую систему, состоящую из наиболее характерных для нации политических, идеологических, экономических, культурных и иных образований, сведенных воедино в пространственно-временной форме. Все это обогащает нацию, выводит ее на новый уровень самоорганизации, определяет ее лидеров, возглавляющих борьбу за реализацию национальных интересов, обозначает цели и задачи национального развития.

Национальное самосознание формируется под влиянием ряда факторов (этническая среда, этнокультурные традиции, этносоциальная ситуация, миграции населения, активные межэтнические контакты, государство и его институты, система образования, СМИ, учреждения культуры, семья и т. д.), а также особых коллективных представлений этноса. Наиболее существенно на уровень осознания идеалов и интересов нации влияют этнические приоритеты. Они обусловлены коллективной идентичностью на базе общности «крови и почвы», т.е. представлениями о едином этнониме (самоназвании народа), общем происхождении членов этноса, его едином историческом прошлом, этнической территории, а также некритическим отношением к сложившимся традициям, идеалам, ценностям. На формирование национального самосознания влияют также религиозные воззрения этноса, являющиеся одним из значительнейших факторов менталитета народа и связанные с его мировосприятием в контексте мировой цивилизации. Определенное воздействие на формирование самосознания народа оказывают социальные идеи, складывающиеся в процессе экономического развития государства, его институтов и коммуникаций, культурной жизни, а также политические чувства и представления, отражающие восприятие людей реальных властно-распределительных отношений в их собственной стране и в мире в целом. Обозначенные выше факторы представляют собой компоненты национального самосознания, значение которых зависит от конкретных условий и особенностей развития определенного этноса. С одной стороны, эти компоненты способны сформировать позитивную идентичность этноса, развить высокие чувства патриотизма, долга, любви к родной земле, благоприятствовать росту межгруппового уважения и взаимной ответственности людей. С другой — Эти структурные составляющие национального самосознания могут разжечь вражду и ненависть между народами, распространить недоброжелательность к представителям других этносов, расистские и фашистские настроения, придать национальному движению деструктивный для общества характер.



Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. - Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Закажи эту или любую другую книгу по Истории Беларуси, перейдя по ссылке и получи скидку от магазина OZ.BY




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Белорусоведение

    Наряду с существованием нескольких теорий этногенеза белорусского народа, имеют место и разные версии происхождения названия «Белая Русь». Проблема «Белой Руси» уже давно привлекает внимание ученых. Одним из первых ей стал ...
    подробнее
      Изучением различных демографических процессов занимается наука демография. Она изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности и обновления супружеских пар, семей и населения в целом, исследует изменения возрастной, ...
      подробнее
        Следующий период в развитии белорусского этноса (вторая половина XVII в. – XVIII в.) был обозначен процессами консолидации и интеграции населения, вызванными изменениями политического, экономического и социального характера. Во второй половине XVII ...
        подробнее




        © 2006-2021 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com