поиск по сайту

Пэн Юрий и его творчество

Наиболее крупным представителем бытового жанра в белорусской живописи рассматриваемого периода был Юрий (Иегуда) Моисеевич Пэн (1854 -1937). Его творчество охватывает конец XIX в. и значительную часть XX в.

Ю. Пэн родился в городе Ново-Александровске Ковенской губернии в бедной еврейской семье. Познал горе и нужду. Вынужден был зарабатывать себе на пропитание, работая учеником маляра. Профессиональные сведения по искусству ему сообщил живописец Борис Гершович, окончивший Петербургскую академию художеств.

Страстно полюбив живопись, юноша стремился попасть в Петербург, в академию, но поступить туда удалось ему не сразу: не хватало знаний по общеобразовательным предметам. И только в 1881 г., после долгих мытарств, Пэн все-таки поступает. Ему посчастливилось попасть в ученики к П. Чистякову. В 1885 г. он получает малую золотую медаль и звание неклассного художника. Дальше учиться не удалось. На пути встал «ценз оседлости», запрещавший проживать в Петербурге лицам еврейской национальности.

Вернувшись на родину, Ю. Пэн долго скитался, пока не поселился в Витебске. Там он организовал частную художественную школу, для которой подыскивал одаренных учеников из еврейской молодежи. Историческое значение этой школы заключалось не только в национальном составе учеников, но и в самом характере его искусства и, следовательно, преподавания. Базируясь на бытописательском романтизме в духе немецкой дюссельдорфской школы и русских «передвижников», Ю. Пэн прививал ученикам любовь к характерным особенностям национального житейского уклада, подавая пример собственным творчеством. Учениками Пэна были М. З. Шагал и Л. М. Лисицкий.
Среди творческого наследия художника немало автопортретов. Очевидно, это связано с интересом к собственной жизни, полной труда, преодолений. Через портрет, в котором мастер изобразил себя в наряде художника на фоне своих произведений (в его мастерской их находилось свыше 700), художник утверждает ценность классической системы искусства, видит себя ее рыцарем, защитником. И все же свободное самовыявление художника и свободная «конкуренция» в искусстве были для Пэна не менее ценными.

Следует обратить внимание на портрет М. З. Шагала. Он не вполне закончен, и это придает ему особенную свежесть и непосредственность. Ни одно другое изображение не передает так просто и полно обаяние художника, его поэтичность, иронию, как этот скромный портрет.

Наиболее характерной для его творчества была однофигурная бытовая композиция. За свою долгую жизнь художник создал целую галерею типических образов городской бедноты и ремесленников: «Часовщик», «Старый портной», «Пекарь», «Швея»... Своими полотнами Пэн старался привлечь внимание к жизни простых тружеников, к их незаметной, но необходимой профессии. Любовно выписывая детали, он часто стилизовал свои произведения под классику «рембрандтовского» XVII в.

Как бытописатель, Ю. Пэн интересовался приметами новой советской жизни в традиционной обстановке — комсомольский значок на рубашке красивого, серьезного юноши, газета «Заря Запада» в его руках — в картине «Сапожник-комсомолец».

Произведения Пэна весьма значительны по психологической выразительности образов. Проявляется высокое мастерство художника, умение проникать во внутренний мир изображаемых персонажей.





Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Мировая художественная культура

    К вечно живому источнику - образам русской народной жизни обращался самобытный художник Серебряного века Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Живописец, график, сценограф, мастер ретроспективного жанра, он писал портреты, пейзажи и натюрморты, ...
      Впервые попытался преодолеть грань, отделявшую живопись от музыки Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) - литовский художник, чье творчество тесно связано с культурой Серебряного века. Чюрлёнис был разносторонне одарен. Композитор, художник и ...
        Бескомпромиссной радикальностью в вопросах творчества отличался художник Михаил Федорович Ларионов (1881-1964). Художник был инициатором и автором названия выставки «Бубновый валет», участвовал в выставках: «Ослиный хвост», «Мишень», «№ 4», «Трамвай ...
          Наиболее существен вклад в сюрреалистическую живопись Макса Эрнста (1891-1976). В его картинах заложены основы образной системы сюрреализма - разрушение естественных связей и явлений, замена их неожиданными взаимосочетаниями, которые вызваны не ...
            Корифеем русского конструктивизма советского периода считается Константин Степанович Мельников (1890-1974). Начав с постройки российских павильонов на международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел ...
              Музыка Арнольда Шёнберга (1874-1908) заговорила языком экспрессионизма в монодраме «Ожидание», написанной на основе текста австрийской писательницы М. Папенхейм. Само название этого сочинения символично: тема ожидания ужасных событий была одной из ...
                Тенденции неоклассицизма нашли отражение и в музыкальной культуре. Русские композиторы начала XX в. пытались с помощью «моделей прошлого» решить вполне современные проблемы. Наиболее привлекательными в то время представлялись идеи, рожденные в ...
                  Музыкальное искусство первой половины XX в. представляло собой довольно пеструю картину. В ней присутствовали авангардистские эксперименты, начатые еще в начале века, симфоническая музыка, оперы, оперетты, мюзиклы, политическая песня. В это время ...
                    Рядом с Ларионовым работала талантливая художница Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962). В ее полотнах есть особая простота и детская наивность, поднимающая житейские образы над обыденностью. Непосредственность воззрений народных художников стала ...
                      Киноэкспрессионизм представляет собой заключительную фазу развития целостного направления в мировой художественной культуре XX в. «Никогда еще не было эпохи, столь изобилующей кошмарами и смертельным ужасом. Никогда еще мир так не напоминал ...
                        Рядом с Васнецовым всегда называют Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), который искал своих героев в религиозных легендах, среди русских святых на фоне идеальной природы. В церковных образах Нестерова просматривается влияние ...
                          В 1907 году последователи В.Э. Борисова-Мусатова Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Николай Сапунов и др. впервые представили свои картины Москве на выставке под поэтическим названием «Голубая роза». Один из участников выставки, Н. П. ...




                          © 2006-2024 ИП Антонович А.С.
                          +375-29-5017588
                          +375-29-1438110
                                                  
                          zavtrasessiya.com

                          Сайт работает на платформе Nestorclub.com