поиск по сайту

Психоанализ в социологии


Будучи одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, психоанализ развился из метода лечения психических заболеваний. Его основатель, австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1865-1939), развил свои идеи в работах «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др.

Отправным пунктом учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности. Главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Жизнь человека представлялась им как процесс борьбы двух основополагающих сил – Эроса и Танатоса. Не проводя принципиального различия между здоровыми и невротиками, Фрейд определял ключевым фактором психического состояния личности эротические переживания индивида, переживания, унаследованные им от предшествующих поколений, а также их комбинацию. Утверждая решающее значение либидо как мотивационного начала человеческого поведения, Фрейд стремился рассматривать человеческую деятельность в контексте сублимации сексуальной энергии, в приемлемые для общества формы действия.

Механизмы развития личности получили освещение у Фрейда в теории комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека. Так, Эдипов комплекс заключался в эротическом влечении ребенка к матери и связанной с ним агрессии в отношении отца.

К принципам психической деятельности Фрейд относил принцип постоянства, принцип удовольствия и принцип реальности. Последний формируется в процессе становления личности и обеспечивает баланс между принципами удовольствия и реальности. Однако его действие не отменяет противоречивости чувств и влечений человека. Кроме того естественная амбивалентность человеческих устремлений усиливается противоречивостью самого социального бытия.
Перенеся филогенетический закон Геккеля-Мюллера на социум, Фрейд утверждал, что духовное развитие индивида повторяет ход развития человечества. В силу этого развитие психических структур каждого индивида претерпевает влияние тех же факторов, которые воздействовали на психику его предков. Фрейд обосновывал культурную обусловленность «Сверх-Я» («Я-идеала»), а также отмечал способность личности синтезировать его на стыке разных культур, усваиваемых посредством членства в разных группах.

Исследуя конфликтное бытие человека в культуре, Фрейд пришел к выводу, что культура противостоит человеческим инстинктам. Она имеет тенденцию к насилию над индивидом и создает предпосылки для неврозов. Выдвинутая им идея бегства в болезнь была развита его последователем Э. Фроммом.




Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Позвонить:

Ещё из раздела Социология

    Системная теория появилась в 30-е годы XX в. в продолжение традиций Э. Дюркгейма, М. Вебера, А. Радклифф-Брауна. Структурно-функциональный анализ стал одним из ее направлений. Представители – Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер, Э. Шилз. ...
    подробнее
      Современный период (с начала 20-х гг. XX в. по сей день) связан с развитием или опровержением идей классического периода, а также взаимовлиянием эмпирической и теоретической социологии. К современным концепциям современной социологии относятся: - ...
      подробнее
        В рамках данного подхода общество представлялось совокупностью групп, борющихся друг с другом за выживание и влияние. Именно система движения этих групп и его закономерности представлялись предметом исследования с точки зрения социологов, стоявших ...
        подробнее




        © 2006-2021 ИП Антонович А.С.
        +375-29-5017588
        +375-29-1438110
                                
        zavtrasessiya.com

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com